Что такое стекло?
Стекло состоит из диоксида кремния, а если проще, то из кварцевого песка, в который при плавке добавляют некоторые добавки. В зависимости от состава шихты температура плавления стекла варьируется от 300 до 2500 градусов Цельсия, а получаемый материал может быть прозрачным или непрозрачным, бесцветным или цветным, все зависит от того, что добавили к песку.
Стекло обладает хрупкостью — и все же оно является жидкостью, только сверхвязкой, или переохлажденной. Известно, что очень старые стекла в окнах имеют внизу немного большую толщину, нежели вверху. В первой половине XX века несколько ученых независимо друг от друга производили опыты над стеклом — было необходимо точно оценить вязкость стекла.
В 1923 году Джон Уильям Рэлей, английский исследователь, произвел такой эксперимент. Стеклянный стержень длиной 1 метр и толщиной 5 мм был положен концами на два упора, а к его середине был подвешен груз массой 300 г. Опыт длился 7 лет, за это время центр стержня прогнулся на 29 мм.
В фирме «Дженерал Электрик» примерно в то же время был проведен аналогичный опыт, но в нем работали не со стержнем, а со стеклянной трубочкой. За 7 лет опыта стеклянная трубочка под нагрузкой прогнулась на 9 мм.
Что делают из стекла?
В основном из стекла изготавливают оконные стекла, зеркала, линзы, бутылки, лампочки, изоляторы. На это уходит большая часть произведенного стекла. Но кроме этого, из него варят смальту, цветное полупрозрачное стекло, из них делают витражи и целый спектр различных предметов: рамки, украшения, мозаику, декоративные панно.
Бронестекло, начиная со Второй мировой войны, защищает летчиков и танкистов от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.
В автомобилестроении используются стеклянные фары, лобовые, задние и боковые стекла. Для уменьшения травмоопасности вместо обычных стекол еще в начале XX века придумали делать лобовые стекла автомобилей из закаленного стекла. Оно было очень прочным, но при особенно сильном ударе разбивалось на мелкие кусочки — во избежание травмирования водителя и пассажиров. Уже с 1919 года на автомобилях Форда начали применять стекла триплекс.
В СССР закаленные автомобильные стекла начали производить в 1936 году (под названием «сталинит»), а триплексы на советских автомобилях начали массово устанавливать только в 1970-е, начиная со знаменитых «Жигулей».
Новые виды стекла позволяют получать отличную посуду. Тарелки, сделанные из стекла, получаются дешевле тех, что из фарфора или фаянса — при полном сохранении функциональности. Люстры, вазы, рюмки, бокалы из граненого стекла — вне всякой конкуренции, спрос на них не падает уже много десятилетий, а начало его производства — XVIII век.
Для микроволновок отлично подходят стеклянные кастрюли — не в тарелках же мясо или рыбу там готовить.
В строительстве, кроме окон и дверей, используют стеклянные стеновые панели и стеклоблоки. Делают также стеклянные потолки и полы, но, разумеется, не из обычного, оконного, стекла.
Трехслойное стекло (триплекс) представляет собой очень интересный строительный материал. Вначале из него делали просто автомобильные стекла — прочные и не разрушающиеся даже при попадании в них камней. Но технологии производства этого вида стекла совершенствовались, его стали использовать в строительстве. Уже свыше 10 лет из триплекса по всему миру строят различные туристические аттракционы.
Стеклянный мост Чжанцзяцзе шириной 6 и длиной 430 метров был построен в 2016 году в Китае, в районе Улинъюань. Подвешен он на высоте 260 метров.
В Альпах за последние 20 лет построено несколько таких аттракционов.
На горе Эгюий-дю-Миди (Франция) для туристов смонтирована стеклянная коробка из триплекса на высоте 3482 метра. Она расположена очень близко к горе Монблан, из нее открывается отличный вид на ледник Бессона.
В австрийских Альпах, недалеко от Зальцбурга, на высоте 2700 метров в 2013 году построены стеклянная видовая терраса и стеклянный же подвесной мост.
В Канаде в провинции Альберта в национальном парке Джаспер построен U-образный стеклянный мост, дающий туристам великолепный обзор. Сделан он на высоте около 300 метров и имеет длину около 30 метров.
Я лично не ходил по стеклянным мостам в Китае или в Альпах. У нас в Питере в здании Главного штаба размещен целый ряд экспозиций из фондов Эрмитажа, в том числе и полотна французских мастеров, начиная с XIX века до наших дней — классицизм, импрессионизм, постимпрессионизм и все последующие стили. В ходе просмотра экспозиции несколько раз приходится пользоваться красивыми мостиками между частями здания. Сделаны эти мостики из стекла. Так лично мне ходить по ним — неуютно.
Какие ощущения вызывает прогулка, когда видишь под ногами не жалкие 10, а 400−500 метров, мне и угадывать не хочется. Но есть люди, которым это нравится.
Например, в Китае в 2011 году на горе Тяньмэнь построена из триплекса с привлечением электроники «тропа страха». Сделана она не только из стекла. В ней есть сенсорные секции, с виду похожие на обычное стекло, которые при нажатии дают изображение, как будто у вас под ногами разрушилась секция тропы. А подвешена эта тропа на высоте 1400 м, длина ее составляет 1600 м. Великолепный аттракцион страха! Кому-то такое нравится.
А ведь основа изделий из стекла — обычный песок!