Само слово пират происходит от греческого πειρατής, которое означает — грабитель или разбойник. Такое явление, как пиратство, существует с самого начала цивилизации. Оно появилось, как только древние люди научились мореплаванию.
Пиратство в древнем мире
В античные времена грани купец-пират практически не существовало, в разных условиях капитан корабля мог повести себя и так, и этак. С сильными был готов торговать, а слабых мог ограбить и обратить в рабов.
Самые первые битвы с пиратами, зафиксированные в летописях, произошли в 12 веке до н.э. в Египте, когда фараон Рамзес III отбил удар флота и армии загадочных «народов моря», бесчинствовавших в те времена в Восточном Средиземноморье. Эти «народы моря» (никто до сих пор так и не знает, кто они были и откуда пришли) обрушились на цивилизации восточного Средиземноморья, разорив и города ахейцев, и Микенскую цивилизацию на Крите, и древний Ханаан.
С тех самых пор и вплоть до времен Древнего Рима, а точнее — до правления в Риме Цезаря, в Средиземном море не переводились пираты. Их привечали в портах по всему Средиземноморью, их базы были повсюду, ведь они поставляли товары и рабов гораздо дешевле. По всему средиземноморскому побережью местные жители, завидев на горизонте парус, начинали подготовку к бою: мужчина вооружались и занимали места на укрепленных стенах поселений, а женщины и дети прятались в укрытиях.
Пираты в Средиземном море существовали вплоть до последнего века до нашей эры. В 75 году до н.э. им случилось взять в плен Юлия Цезаря. Тот выплатил за себя 50 талантов серебра (1550 кг), а освободившись, собрал весь военный флот Рима и методично, с запада на восток, прочесал Средиземное море, уничтожая все пиратские порты и базы, а заодно и всех пиратов. После этого римляне на долгое время очистили море от морских разбойников.
Пиратство в эпоху географических открытий
Прошли века, пала Римская империя. Корабли на море становились все более скоростными, на них теперь ставили не баллисты или камнеметы, а пушки, которые били дальше и урона наносили больше.
Эпоха географических открытий открыла для европейцев оба континента Америк, великолепные тропические острова. В результате пираты появились и там. Более того, период времени с 1650 по 1730 годы называют Золотым веком пиратства!
Великий Гёте написал, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Так оно и было много веков.
В то время, которое называется Золотым веком пиратства, на Карибских островах и вообще в том регионе собственно морских пиратов было очень мало. Напомню, что и знаменитый капитан Блад пиратом никогда не был. У него всегда был патент на каперство, дававшее ему право нападать на вражеские корабли и захватывать их.
С самого начала освоения европейцами Вест-Индии, центральной Америки и прилегающих тропических островов в этом регионе шла война. Сильные били и грабили слабых. Но все (почти все) участники той войны имели необходимые патенты, которые придавали их грабительской деятельности вид законности.
Названий таких патентов было очень много, известны буканьеры, приватиры, флибустьеры, каперы, флекселинги. Общим у них было одно — им официально было разрешено грабить на море корабли державы-противника. Все они презирали пиратов, само слово «пират» было оскорблением.
Но опять прошло время, изменилась логистика, государства начали более цивилизованно относиться друг к другу. А когда руководство главных морских держав договорилось между собой, пиратству в Вести-Индии настал конец. Наиболее одиозных повесили на рее, более послушных взяли на службу во флот, остальные разбежались. Пиратству на Карибах пришел конец.
Но пиратство — как гидра. Оно не может окончательно умереть в нашей цивилизации, есть пиратство и в наше время.
Пиратство в конце XX и начале XXI веков
В 1980-е мы восхищались фильмом «Пираты XX века». На советский корабль, перевозивший что-то очень дорогое, напали в Юго-Восточной Азии местные пираты, заранее получившие наводку именно на этот корабль. Корабль был захвачен, ценный груз перегружен, а само судно потоплено.
Увы, но такое во второй половине XX века в этом регионе периодически случалось. Понятно, что от карибских флибустьеров современные пираты отличались, как небо от земли.
Во-первых, флибустьеры и каперы поддерживались своим государством, которое выдало им патент, дававший официальное право грабить и убивать на море. Современные пираты — обычные морские разбойники, за ними не стоит государство.
Во-вторых, флибустьеры, как правило, просто ходили в своих судах по морю, надеясь на удачу, что им попадется кто-то не слишком сильный, кого можно будет ограбить. Современные пираты пользуются информацией о перевозках и точно знают маршрут судна, которое они собираются ограбить, и тщательно планируют свои делишки.
После того как пираты Юго-Восточной Азии начали грабить не только транспортные суда, но и пассажирские лайнеры, на них обратили внимание ВМФ крупных морских держав и наглый грабеж был прекращен — беспредельщиков не жалуют нигде.
В самом начале нового тысячелетия появились сомалийские пираты. В 2006—2007 годах ими было произведено несколько десятков нападений на проходившие через Аденский пролив суда. Пираты захватывали эти суда и требовали выкуп за освобождение взятых в заложники членов экипажа. В 2008 году они атаковали уже 134 судна, причем в 32 случаях — успешно.
Наконец они начали нападать на нефтяные танкеры, что сразу привлекло к себе внимание руководства очень многих стран. За сомалийских пиратов взялись ВМФ целого ряда морских держав. Действия пиратов перестали быть такими уж выгодными, пиратство в этом регионе пошло на спад, хотя еще и не исчезло полностью.
Надо признать, что и тут от простого выхода на моторке десятка бандитов с автоматами, чтобы в нескольких километрах от берега напасть на небольшой сухогруз или рыболовецкое судно, за несколько лет пираты дошли до мощных моторных катеров со спутниковой навигацией и хорошим запасом горючего и радаром. Теперь они способны ночью и в открытом море напасть на большое судно и захватить его, взяв на абордаж.
В настоящее время морские державы озабочены действиями пиратов Гвинейского залива. Эти пираты в основном нападают на танкеры с нефтью и похищают их. При этом оснащены они по последнему слову техники и полуофициально имеют поддержку в целом ряде портов этого региона.
В общем, единственное, в чем можно быть уверенным — пиратство в нашем мире окончательно не исчезнет никогда.