Причем когда стороны думают, что «внушаема» другая, «неправильная» сторона, это они нагоняют пропаганду и фейки, а «наше дело правое», правда на нашей стороне, то, как правило, ошибаются обе стороны: пропагандистско-фейковая война идет по оба фронта и «рыла в пуху» у всех.
Отсюда задача разобраться, начать разбираться и что-то там понимать, где ложь, а где нет, усложняется вдвое.
Например, все уже более-менее понимают и согласны, как нами манипулируют государственные СМИ: раньше в газетах, а сегодня по ТВ и на государственных интернет-каналах и в сетях до народонаселения доносится нужная властям политика и нарисованное положение дел, выдаваемое за реалии. Причем, что интересно, реалии эти и политика существуют в действительности, то есть они вполне себе правдивы. Просто the devil is in the details — дело в деталях, акцентах и подаче материала. Они приукрашены, преувеличены или преуменьшены в зависимости от поставленной задачи.
Говоря фигурально, как было раньше — «у них там море бездомных, наркоманов и homo homeni lupus est», а у нас «давали бесплатные путевки в санатории, меньше 1% безработных и бездомных» — все правда. Только правда не тех сравнений, с нужными акцентами и в нужных направлениях. Как говорят в народе — «сравнение попы с пальцем».
Но сегодня, в век Интернета и интернет-гласности, вседозволенности всё стало еще хуже, потому что лгущих и запутывающих источников информации уже несколько и нести можно любой бред, любую «правду». И люди, как когда-то верили газетам и телевизору, сегодня в не меньшей степени верят Интернету. Который, при некоторой и очень сомнительной политкорректной и толерантной цензуре, в некоторых сетях — та еще помойка, на которой и цветы, и использованные презервативы.
Как это работает?
Например, какой-то находящийся в контрах и противовесах канал (а «контры» и «противовесы» — самая благоприятная почва, на которой буйным цветом цветут просмотры и рейтинги) выкатывает видос в ответ на ролик о задержании «особо опасных преступников», или о некой правде русской иммиграции на Западе, или о том, в каком тяжелом состоянии некая певица Х, этакий «наш ответ Чемберлену», рассказывая совершенно противоположную правду, контрастируя на противоположностях и несогласии, сенсационности и нагнетании хайпа, как раз с целью привлечения аудитории и повышения просмотров.
И здесь главное — в Интернете по-прежнему практически нет цензуры, и любой местный «аналитик» и «журналист» может рассказывать сказки про зеленых человечков и чипировании народонаселения планеты Земля. То есть сегодня каждый суслик — в поле агроном, каждый сантехник — специалист в области политики и здравоохранения, каждый пишущий — писатель и журналист, состоящий в союзе писателей. Nihil verum est licet omnia («ничто не истинно и всё дозволено») — вот принцип, вернее беспринципность, сегодняшней интернет-журналистики.
Бегущий мимо зритель, не имея времени на проверку той галиматьи вперемешку с правдой, что вываливается на его бедную голову, а также не имея достаточного количества мозгов, либо принимает на веру «расследование журналистов и аналитиков», либо отвергает эти правды, если они противоречат его устоявшейся позиции.
Бедному зрителю показывают «картинку», нужным образом снятую, обрезанную по краям, под соусом нужных культурно-этических триггеров и ассоциаций, вызывающих вполне нужные реакции. «Картинку» без предысторий, бездоказательную и с ярким, сенсационным заголовком.
Например, сенсационное «За оскорбление должностного лица при исполнении уже было привлечено к уголовно-административной ответственности 80 комментаторов соцсетей!» А показывают троих, причем один действительно признается, что кого-то там оскорбил, второй — в том, что сторонник нетрадиционных сексориентаций, а третий просто пьяный и с синяком под глазом. Одного снимали неделю тому, а второго три месяца, а третий пропил получку…
В итоге народ верит, возмущен такой несправедливостью, горит праведным, хотя и недалеким, гневом. Хотя где остальные семьдесят семь нарушителей, при чем тут пьяница и сексуальный девиант, кто автор ролика, какими источниками он пользовался — все это отходит на второй план.
Ну, а что говорить о народонаселении, которое по-прежнему принимает художественные произведения и кино за некую правдивую историю, а на критическое мышление неспособно? Завтра оно «схавает» еще не то…