Сады Дьявола — участки в амазонских тропических лесах, на которых произрастает всего один вид деревьев — дуройя (Duroia hirsuta) из семейства Мареновых.
Местные жители, индейцы кечуа, верят, что в этих местах проживает злой лесной дух Чулячаки (Чуллачаки, Чуйачаки), который полюбил эти деревья. Лесной дух похож на нашего Лешего — любит позабавиться с человеком: заманивает в непроходимые дебри и оставляет там. Но иногда он бывает милостив: приносит охотнику удачу или делится тайными знаниями о лекарственных растениях.
До недавнего времени учёные предполагали, что, используя аллелопатию, дуройя уничтожает другую растительность. Аллелопатия — выделение одними организмами веществ, подавляющих рост или размножение других.
Но поскольку это дерево в иных местах прекрасно сосуществует с прочей растительностью джунглей, исследователи продолжали выяснять причину возникновения садов Дьявола.
Наконец в начале третьего тысячелетия биологи из Стэнфордского университета сделали вывод: злосчастные сады среди непроходимых амазонских лесов — проделки муравьёв, а точнее их симбиоз с дуройей.
Эти крохотные насекомые (2−3 мм) — вид (Myrmelachista schumanni) древесных муравьёв из подсемейства формицины.
У дуройи на стеблях образуются домации, в которых муравьи устраивают свои жилища. Домации — полые разрастания мирмекофитных растений, они имеют внутренние ходы и входные отверстия. В домациях поселяются муравьи, клещи, осы и другие насекомые.
Таким образом, амазонские муравьи, живя в симбиозе с дуройей, имеют отличный муравейник со множеством помещений для выращивания потомства и разведения мучнистых червецов, которыми они питаются, и для других целей.
В качестве арендной платы муравьи регулярно занимаются прополкой садов, не давая возможности прорастать другим видам растительности. А проще, они, как и все живые существа, таким образом защищают свой дом, свою территорию.
В результате проведённых опытов с высаживанием в садах Дьявола других растений было выяснено, что муравьи впрыскивают в листья чужаков муравьиную кислоту, которая действует как гербицид. Конечно, один муравей не убьёт росток, но рабочих особей в крупной колонии насчитывается до трёх миллионов, а сообща можно и горы свернуть…
Наибольший известный биологам дьявольский сад насчитывает триста с лишним деревьев. Возраст этого сада — почти 800 лет. По расчётам, площадь садов в год увеличивается примерно на 0,7%.
Можно сказать, что по сравнению с нашей жизнью, сады Дьявола бессмертны. Эти выкладки пригодились фантастам, которые предрекают гибель человеческой цивилизации от насекомых.
Действительно ли так опасна жизнедеятельность муравьёв Амазонии? Может, в ближайшем будущем от джунглей не останется и следа — одни дуройи и громадные колонии муравьёв.
Как считают специалисты, глобальной опасности для амазонской экосистемы от муравьёв не намечается. Прежде всего, у этих муравьёв достаточно естественных врагов, которые регулируют их численность. Также на определённом этапе развития колония сталкивается с дефицитом продуктов питания и вынуждена перебираться на новые места обитания или уменьшать рождаемость.