В Костроме представители турфирмы встретили нас как долгожданных гостей. Хотя никакого особенного дохода мы им вроде бы и не принесли. Понято, что разгар туристического сезона уже далеко позади. Но все равно приятно, когда тебя встречают с почтением, как дорогого гостя из-за «бугра».
Бросив, буквально, взгляд на бегущую под мостом Волгу, мы отправились в Сумароково, на единственную в России оставшуюся со времен Союза ферму. Когда все подобные заведения в России приказали долго жить, стараниями энтузиастов это лосиное царство, где «пилигримов» русских лесов буквально вспаивают и вскармливают, удалось сохранить. А теперь еще демонстрировать многочисленным туристам.
Как только наш автобус остановился возле ворот с надписью «Сумароковская лосиная ферма», прямо у входа нашему взору предстало огромное живое существо на баскетбольных ногах, с явным интересом глазеющее в сторону прибывшего транспортного средства. Как только мы с энтузиазмом японских туристов выскочили из автобуса, чтобы своими «фотоаппаратиками» и «видиками» запечатлеть нового знакомство, это существо с энергией хорошего боевого слона времен Александра Македонского бросилось нам на встречу. Наша группа отважных последователей Сусанина в страхе начала разбегаться. Кто куда: «Спасайся, кто может!».
Но, как оказалось, новая знакомица (а не знакомец!) по имени Яка вовсе не хотела причинить нам зло. Единственной ее целью, как нам объяснили позже, было желание отведать любимого (помимо овсяной каши) лакомства лосей — черного хлеба, который туристы (и мы, естественно, тоже) везут на ферму, чтобы «задобрить» и «прикормить» этих, в общем-то, незлобных зверей. Более того, как выяснилось, лоси в обычном своем состоянии, пожалуй, пугливее и бестолковее обыкновенной курицы. Недаром ходит так много историй о столкновении с ними автомобилей. Переходя дорогу в неположенном месте, лоси имеют обыкновение терять всякую ориентацию при звуках приближающейся автомашины. И вместо того, чтобы со всех своих баскетбольных ног бежать в лес спасаться, могут развернуться и рвануть прямо под колеса подъезжающего транспорта.
Зато во время «гона», когда ороговевшая лосиная душа жаждет любви, с этим уморительно шамкающим хлебушек «малышом» лучше не встречаться не только в лесу, но и на большой дороге. Хозяева фермы с удовольствием рассказали нам случай из «лосиной практики», когда, приревновав свою лосиху к какому-то зайцу, ревнивый лось-Отелло несколько дней гонял ушастенького по костромским лесам.
В это время и сами хозяева, одновременно и заботливые, любящие «родители» этих рогатых существ, все свое рабочее время проводят на местных осинах и высоких заборах, пытаясь оттуда руководить процессом. Многие из них, все же не раз пострадали от мощных ударов лосиных рогов и особенно копыт. Копыта — это «последний аргумент» лосей в схватке со своими естественными врагами — волками, рысями и медведями. Если «лось» сегодня в ударе, он без труда проломит любому агрессору череп. Чтобы лось уважал своего визави, работники лосефермы используют военную хитрость. При встрече с агрессивно настроенным лосем они поднимают над головой рогатину. Так как зрение у лося «не ахти», он воспринимает человека как зверя, размеры которого больше его самого. А раз перед тобой такой «крутой пацан», лучше с ним не связываться!
Кстати, в основном на ферме живут только лосихи, а лоси, любящие индивидуальную свободу, заходят на ферму только с одной целью — подкормиться «на халяву». Мы сами видели на довольно большой и грязноватой площадке сваленное в кучу немалое количество лосиной еды — осиной коры, которую в естественной жизни, особенно зимой, эти животные добывают с большим трудом. Лосихи приносят лосеферме потомство и очень полезное лосиное молоко. Просто так в руки человека лосиха этот ценный продукт не дает. Специалисты делают так, что лосиха после родов принимает своих доярок за собственных детей и каждый день снабжает их молочком. Для поправки здоровья, чтобы росли и резвились. А дальше полученное молочко отправляют в костромские санатории и пансионаты. Испробовать его можно и в находящемся рядом с лосефермой баре. Но не в любое время года.
Конечно, посещение лосефермы оставило у нас неизгладимое впечатление. Но не надо забывать, что Кострома — это еще и город «жестокого романса», где неисправимый бонвиван Сергей Сергеевич Паратов разбил большое сердце бесприданницы Ларисы и бросил ее на погибель.
Городская Набережная и торговые ряды, где снимались основные эпизоды фильма (например, встреча Паратова с цыганами и купцами) были «скушаны» нами за один раз. Да, вид Набережной с ее традиционными для Волги беседками, может быть, не так впечатлял мокрым осенним днем, как летом, но именно такая погода, уже по моему разумению, и есть та атмосфера, на фоне которой и может разыграться страшная любовная трагедия. Помните, как в порыве любовной страсти и жажды мести в слепой ярости взбирался на покрывающуюся туманом «Ласточку» Карандышев, чтобы свести свои счеты с Ларисой, да и со всей своей нескладывающейся жизнью? Беседка наверху, где вели свой неспешный разговор «жестокоромансовские» купцы и мутная, серая, цвета мокрого бетона, осенняя вода Волги напоминали, что в этом мире все возможно. В том числе и продолжение увлекательной и ужасной одновременно истории, рассказанной в пьесе Островского.
Маленький исторический «прикол», с которым нас познакомили — это более чем странный памятник Ленину, расположенный спиной к Волге. Ильич в Костроме стоит не так, как в большинстве городов и городков России, а с особым шиком — на роскошном пьедестале, который сначала был сооружен в честь династии Романовых, а затем, уже после революции, был использован советскими архитекторами для увековечивания памяти вождя революции. Увековечили, скажем, не без издевательств. Правая рука Ильича, по обыкновению простирающаяся по направлению к светлому будущему, являет собой уродливую длань необыкновенно, непропорционально телу, большой длины. Такое впечатление, что Ильич, завоевав Россию, именно в костромской глубинке показал свое истинное лицо — «прихапать» еще что-нибудь из Европы, Азии и Америки.
Наибольшей известностью среди памятников истории Костромы пользуется Ипатьевский монастырь — одна из духовных святынь России. По своим масштабам и внутреннему убранству «Ипатий» напомнил нам вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Такой же ухоженный и уютный. Правда, в отличие от «Прилук», уже давно не является резиденцией местного архиепископа. Тот предпочел Богоявленско-Анастасин монастырь, где в кафедральном соборе хранится главная духовная святыня Костромской земли — икона Федоровской Божьей матери, считающейся покровительницей Костромы и фамильной святыней рода Романовых. Оба монастыря, где мы побывали, действующие. В первом обосновалось около 20 монахов, а во втором, женском, чуть ли не около ста послушниц. Во время осмотра монастыря от обилия смиренных фигур в черном просто рябило в глазах. И молоденькие, и престарелые, и симпатичные, и так себе…
Говорят, Кострома — город, в который хочется вернуться. Охотно верю.