Поколения миллениалов: чем они отличаются от нас?

Реклама
Грандмастер
В своей молодости и трава зеленее, и небо голубее.

Принято считать, что каждое поколение считает себя и свое время лучшим, уже просто потому, что его молодость пришлась на то время — время расцвета или время застоя, время действия или время покоя. То есть мое поколение и время моей молодости лучшее просто потому, что они мои и там остался я сам. А не потому, что они действительно лучше или, например, объективно хуже.

Но все было бы крайне примитивно, на уровне кухонных разговоров, если бы ограничивалось исключительно своими опытом и временем жизни, с отрицанием более глубоких и непредвзятых оценок, отрицанием попытки объективного анализа времен и поколений.

Для начала, дабы наши сравнения были предельно точными и объективными, нужно определиться с оценочными критериями и терминологией. Оценивать представителей разных поколений, например, по уровням самоосознанности, образованности, интеллектуального развития, этики, патриотизма. Или, например, лености, трудолюбия, честности, чувства справедливости, воспитанности и т. п.

Здесь также стоит понимать, что различия еще будут обусловлены принадлежностью к социальной страте, местом проживания, половой принадлежностью. А также рядом личных особенностей или, например, перемен в жизни, по которым один и тот же человек будет демонстрировать разные показатели в разное время по всем этим критериям.

Реклама

Ну и с кем, представителями каких поколений будем сравнивать? Например, с теми, кто родился и воспитывался в 60−70−80-е годы, естественно, в стране, некогда носившей название СССР.

Реклама

Что можно сказать более-менее точно, так это то, что нынешние поколения 2000-х —миллениалы — это поколения материи и капитала, ставших во главу угла, как только наши страны начали переходить на неровные рельсы рыночной экономики и принимать капиталистические правила игры. «Поколения М и К» — поколения материализма и капитализма. А не, например, поколения романтиков или идеалистов. «Идейщиков». Довольно сухие в проявлении чувств, прагматичные, циничные молодые люди, стремящиеся к материальным целям.

Реклама

1. Самоосознанность

То есть жизнь, как она есть, в настоящем моменте без обеспокоенности о прошлом или будущем — иными словами, «живи здесь и сейчас, бери от жизни все».

Самоосознанность у современной молодежи на высоте. Давно уже проповедуются такие ценности, как жить сейчас, а не завтра, не рефлексировать о прошлом, брать от жизни по максимуму, быть эгоистом, который «никому ничего не должен». Можно сказать, что нынешние поколения максимально эгоцентричны, оценивают окружающий мир в большей степени на основании своих опытов (даже когда эти опыты довольно примитивны, узки), переживаний и личной выгоды.

Предыдущим поколениям как раз в большей степени была свойственная рефлексия о прошлом и думы о будущем. О тех, кто рядом, о семье, Родине, партии

Реклама
и т. д. Самопожертвование или, как минимум, взаимовыручка и коллективизм.

Обе категории не являются «лучше» или «хуже», эти различия в подходе к жизни просто есть. И могут быть истолкованы как «хорошие» или «плохие» уже с субъективной, индивидуальной точки зрения, каждым, кто захочет.

2. Образованность и образование

Процент молодых людей с высшим образованием, полученным или получаемым, сегодня примерно выше 50%. В то время, как в 60−70−80-е годы этот процент был примерно на отметке 15−18%, в среднем.

Реклама

Однако, как мы знаем, образование не обязательно есть ум и количество не всегда есть качество. Которые часто одно за счет другого. А также общая тенденция сегодня продать одно-два-три высших образования в одни руки, просто ради «корочки», а не самих знаний и навыков, которые вряд ли пригодятся работникам «Пятерочки» или офисному менеджеру, обслуживающему местную бюрократию.

Есть вопросы и к качеству самих знаний, их применимости, глубине. А также к общему уровню образованности и интеллектуальной развитости.

Реклама

Можно, спорно для некоторых, заявить, что советское образование было более основательным и всесторонним, в то время как образование нынешнее больше тенденциозное, узкое и поверхностное. «Точечное». С его пресловутым ЕГЭ. Иными словами — раньше копали глубоко и основательно, хотя иногда и не в том направлении, сегодня же — все больше по поверхности и во все стороны.

Конечно, понятие «образованность» нельзя ограничивать только знаниями, получаемыми в учебных заведениях. Немалая доля знаний черпалась и черпается из других источников: тогда — книг и телевидения, сегодня — преимущественно из Интернета.

И здесь тоже есть ряд вопросов, что это были и что это есть за знания. Например, история СССР тогда, большую часть которой сегодня выкинули на помойку истории (ну, любой образованный человек понимает, что любая история пишется и переписывается и являет собой набор конъюнктурных мифов) — нужно ли было ею забивать мозги.

Реклама

Или, например, быстро меняющиеся и часто очень сомнительные квази-знания и информация, получаемые сегодня в Интернете, который сам по себе в значительной части тоже являет собой помойку. Помойку из фейков, той же переписанной и перевранной истории с точек зрения разных стран и интересов, болтовни и трепа, не требующих никаких доказательств и подтверждений.

Реклама

На мой взгляд, образование сегодня с его целями носит характер быстроменяющийся, неглубокий и ограниченный вызовами сегодняшнего времени. Отошедшим от «буквы» — литература и искусства, к «цифре» — высокие технологии. В то время как образованнее второй половины ХХ века было более основательным, глубоким, готовящим всесторонне развитых личностей, разбирающихся часто в том, в чем сегодня, как считается, разбираться необязательно.

Надо еще сказать, что, на мой взгляд, сегодняшние представители молодого поколения редко умеют мыслишь широко и за пределами современных стереотипов, не будучи ограниченными в своих суждениях тем пресловутым «клиповым мышлением». Короткие формы, короткие мысли, быстрая еда и все остальное на бегу — тоже признак нашего времени.

Реклама

Сегодняшнее время — больше время любителей, а не профессионалов. Гугл-знатоков во всех сферах без личного опыта, всезнающих крикунов в противовес вчерашним сократовским скромнягам «я знаю, что ничего не знаю». Специалистов, а ля «и так сойдет», считающих на калькуляторе и не умеющих грамотно писать.

Но и специалистов хорошо разбирающихся в компьютерах и гаджетах, умеющих считать деньги и знающих себе цену.

Реклама

3. Цели в жизни, реализованность, ценности и интересы

Можно совершенно определенно сказать, что сегодняшние ценности и цели молодежи тоже вполне очевидны: карьера, успех и деньги. И это снова результат материально-капиталистического времени, в котором мы живем, с его совершенно определенными ценностями и интересами.

Нельзя преуспевать, а порой даже выживать, во времени, чьи ценности и правила игры ты отрицаешь. А правила игры мира капиталистического незамысловаты: победитель получает все (и это не почетная грамота и всеобщее уважение), «бабло побеждает зло» (лозунг современной молодежи), money talks и т. д.

Сегодня молодежь прекрасно понимает, что деньги решают, а если не все, то почти все. Карьера — важна, самореализация в ракурсе тех же карьеры и денег — не менее. Путешествия, покупка все новых и новых постоянно обновляемых вещей, качественная еда, модная одежда…

Реклама

Интересы тоже, как правило, завязаны на то, за что нужно платить. Вообще сегодня платить нужно за все. И это молодые люди усвоили очень рано и не хотят жить бедно, как жили или живут их идейные родители.

Реклама

Что было важно для поколений второй половины ХХ века в большей степени?

  • Семья и семейные ценности. Сегодня эти термины являются почти ругательными, смешными, ибо снова надо жить для себя, сейчас, а не завтра.
  • Патриотизм был не пустым звуком (со всем хорошим и плохим, что включает сегодня в себя этот термин). Как не смешно сегодня — мир во всем мире и неравнодушие к тем, кто был с тобой рядом.
  • Вера в идеалы и идеи. Снова — нередко ложные и внушенные свыше, потерявшие свою значимость ближе к концу 80-х.
  • Уважение к старшим, к женщине, мужественность, воспитанность (она была не у всех, но имела явно положительную коннотацию), трудолюбие и честность (сегодня эти слова тоже имеют сомнительное, наивное звучание).
    Реклама
  • Любовь и отношения — не на денежной основе, дружба — тоже. Наличие вполне понятных и четких перцепций и правил, как «жизнь прожить», «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Кино, искусство, музыка были другими. Имели более глубокие смыслы.
Реклама

Опять, все эти представления о жизни, конечно же, не являлись абсолютными и безупречными — в них было немало «примесей». Но, на мой взгляд, служение идее и высоким, нематериальным идеалам гораздо выше, лучше и несет в себе больше смысла, нежели служение мамоне, карьерному росту и какой-то там личностной самореализации, естественной узости и эгоизму которой придается глобальная важность и которая объявляется смыслом жизни.

Надо также отметить некий тренд общего, довольно высокого нигилизма среди молодежи 2000-х относительно опыта и наработанных знаний предыдущих поколений, которыми поколения современные по инерции пользуются сегодня. Невероятную кротовую слепоту, когда новое поднимается за счет старого, при этом не видя и не желая видеть за чей счет, на чем оно строит свою жизнь, кичась своими новыми возможностями в своем узком эгоцентризме и убежденности в своей смешной self-made man-овости. Некий эффект Моргенштерна — без старых голоса, музыки и смысла, но с новыми деньгами, популярностью и возможностями.

Реклама

Но и надо признать, что новые поколения гораздо более приспособлены для жизни в этом новом капиталистическом дивном мире, где капитал определяет многое. Они вынуждены приспосабливаться и быстро выучиваются играть по заданным правилам: товар — деньги — возможности. Хотя, на мой взгляд, жизнь их гораздо беднее и ограниченнее, при всех деньгах и возможностях, чем жизнь обычных граждан в 60, 70 или 80-е годы прошлого столетия, так как ограничена теми самыми материальными ценностями и радостями.

Ну, а кто-то поспорит и докажет, что как раз богаче: путешествиями в глобализированный мир и возможностью купить новый гаджет, отсутствием контроля и учета сверху, вседозволенностью и радостью жить для себя.

Реклама