Но все было бы крайне примитивно, на уровне кухонных разговоров, если бы ограничивалось исключительно своими опытом и временем жизни, с отрицанием более глубоких и непредвзятых оценок, отрицанием попытки объективного анализа времен и поколений.
Для начала, дабы наши сравнения были предельно точными и объективными, нужно определиться с оценочными критериями и терминологией. Оценивать представителей разных поколений, например, по уровням самоосознанности, образованности, интеллектуального развития, этики, патриотизма. Или, например, лености, трудолюбия, честности, чувства справедливости, воспитанности
Здесь также стоит понимать, что различия еще будут обусловлены принадлежностью к социальной страте, местом проживания, половой принадлежностью. А также рядом личных особенностей или, например, перемен в жизни, по которым один и тот же человек будет демонстрировать разные показатели в разное время по всем этим критериям.
Ну и с кем, представителями каких поколений будем сравнивать? Например, с теми, кто родился и воспитывался в 60−70−80-е годы, естественно, в стране, некогда носившей название СССР.
Что можно сказать более-менее точно, так это то, что нынешние поколения 2000-х —миллениалы — это поколения материи и капитала, ставших во главу угла, как только наши страны начали переходить на неровные рельсы рыночной экономики и принимать капиталистические правила игры. «Поколения М и К» — поколения материализма и капитализма. А не, например, поколения романтиков или идеалистов. «Идейщиков». Довольно сухие в проявлении чувств, прагматичные, циничные молодые люди, стремящиеся к материальным целям.
1. Самоосознанность
То есть жизнь, как она есть, в настоящем моменте без обеспокоенности о прошлом или будущем — иными словами, «живи здесь и сейчас, бери от жизни все».
Самоосознанность у современной молодежи на высоте. Давно уже проповедуются такие ценности, как жить сейчас, а не завтра, не рефлексировать о прошлом, брать от жизни по максимуму, быть эгоистом, который «никому ничего не должен». Можно сказать, что нынешние поколения максимально эгоцентричны, оценивают окружающий мир в большей степени на основании своих опытов (даже когда эти опыты довольно примитивны, узки), переживаний и личной выгоды.
Предыдущим поколениям как раз в большей степени была свойственная рефлексия о прошлом и думы о будущем. О тех, кто рядом, о семье, Родине, партии
Обе категории не являются «лучше» или «хуже», эти различия в подходе к жизни просто есть. И могут быть истолкованы как «хорошие» или «плохие» уже с субъективной, индивидуальной точки зрения, каждым, кто захочет.
2. Образованность и образование
Процент молодых людей с высшим образованием, полученным или получаемым, сегодня примерно выше 50%. В то время, как в 60−70−80-е годы этот процент был примерно на отметке 15−18%, в среднем.
Однако, как мы знаем, образование не обязательно есть ум и количество не всегда есть качество. Которые часто одно за счет другого. А также общая тенденция сегодня продать одно-два-три высших образования в одни руки, просто ради «корочки», а не самих знаний и навыков, которые вряд ли пригодятся работникам «Пятерочки» или офисному менеджеру, обслуживающему местную бюрократию.
Есть вопросы и к качеству самих знаний, их применимости, глубине. А также к общему уровню образованности и интеллектуальной развитости.
Можно, спорно для некоторых, заявить, что советское образование было более основательным и всесторонним, в то время как образование нынешнее больше тенденциозное, узкое и поверхностное. «Точечное». С его пресловутым ЕГЭ. Иными словами — раньше копали глубоко и основательно, хотя иногда и не в том направлении, сегодня же — все больше по поверхности и во все стороны.
Конечно, понятие «образованность» нельзя ограничивать только знаниями, получаемыми в учебных заведениях. Немалая доля знаний черпалась и черпается из других источников: тогда — книг и телевидения, сегодня — преимущественно из Интернета.
И здесь тоже есть ряд вопросов, что это были и что это есть за знания. Например, история СССР тогда, большую часть которой сегодня выкинули на помойку истории (ну, любой образованный человек понимает, что любая история пишется и переписывается и являет собой набор конъюнктурных мифов) — нужно ли было ею забивать мозги.
Или, например, быстро меняющиеся и часто очень сомнительные квази-знания и информация, получаемые сегодня в Интернете, который сам по себе в значительной части тоже являет собой помойку. Помойку из фейков, той же переписанной и перевранной истории с точек зрения разных стран и интересов, болтовни и трепа, не требующих никаких доказательств и подтверждений.
На мой взгляд, образование сегодня с его целями носит характер быстроменяющийся, неглубокий и ограниченный вызовами сегодняшнего времени. Отошедшим от «буквы» — литература и искусства, к «цифре» — высокие технологии. В то время как образованнее второй половины ХХ века было более основательным, глубоким, готовящим всесторонне развитых личностей, разбирающихся часто в том, в чем сегодня, как считается, разбираться необязательно.
Надо еще сказать, что, на мой взгляд, сегодняшние представители молодого поколения редко умеют мыслишь широко и за пределами современных стереотипов, не будучи ограниченными в своих суждениях тем пресловутым «клиповым мышлением». Короткие формы, короткие мысли, быстрая еда и все остальное на бегу — тоже признак нашего времени.
Сегодняшнее время — больше время любителей, а не профессионалов. Гугл-знатоков во всех сферах без личного опыта, всезнающих крикунов в противовес вчерашним сократовским скромнягам «я знаю, что ничего не знаю». Специалистов, а ля «и так сойдет», считающих на калькуляторе и не умеющих грамотно писать.
Но и специалистов хорошо разбирающихся в компьютерах и гаджетах, умеющих считать деньги и знающих себе цену.
3. Цели в жизни, реализованность, ценности и интересы
Можно совершенно определенно сказать, что сегодняшние ценности и цели молодежи тоже вполне очевидны: карьера, успех и деньги. И это снова результат материально-капиталистического времени, в котором мы живем, с его совершенно определенными ценностями и интересами.
Нельзя преуспевать, а порой даже выживать, во времени, чьи ценности и правила игры ты отрицаешь. А правила игры мира капиталистического незамысловаты: победитель получает все (и это не почетная грамота и всеобщее уважение), «бабло побеждает зло» (лозунг современной молодежи), money talks
Сегодня молодежь прекрасно понимает, что деньги решают, а если не все, то почти все. Карьера — важна, самореализация в ракурсе тех же карьеры и денег — не менее. Путешествия, покупка все новых и новых постоянно обновляемых вещей, качественная еда, модная одежда…
Интересы тоже, как правило, завязаны на то, за что нужно платить. Вообще сегодня платить нужно за все. И это молодые люди усвоили очень рано и не хотят жить бедно, как жили или живут их идейные родители.
Что было важно для поколений второй половины ХХ века в большей степени?
- Семья и семейные ценности. Сегодня эти термины являются почти ругательными, смешными, ибо снова надо жить для себя, сейчас, а не завтра.
- Патриотизм был не пустым звуком (со всем хорошим и плохим, что включает сегодня в себя этот термин). Как не смешно сегодня — мир во всем мире и неравнодушие к тем, кто был с тобой рядом.
- Вера в идеалы и идеи. Снова — нередко ложные и внушенные свыше, потерявшие свою значимость ближе к концу 80-х.
- Уважение к старшим, к женщине, мужественность, воспитанность (она была не у всех, но имела явно положительную коннотацию), трудолюбие и честность (сегодня эти слова тоже имеют сомнительное, наивное звучание).Реклама
- Любовь и отношения — не на денежной основе, дружба — тоже. Наличие вполне понятных и четких перцепций и правил, как «жизнь прожить», «что такое хорошо и что такое плохо».
- Кино, искусство, музыка были другими. Имели более глубокие смыслы.
Опять, все эти представления о жизни, конечно же, не являлись абсолютными и безупречными — в них было немало «примесей». Но, на мой взгляд, служение идее и высоким, нематериальным идеалам гораздо выше, лучше и несет в себе больше смысла, нежели служение мамоне, карьерному росту и какой-то там личностной самореализации, естественной узости и эгоизму которой придается глобальная важность и которая объявляется смыслом жизни.
Надо также отметить некий тренд общего, довольно высокого нигилизма среди молодежи 2000-х относительно опыта и наработанных знаний предыдущих поколений, которыми поколения современные по инерции пользуются сегодня. Невероятную кротовую слепоту, когда новое поднимается за счет старого, при этом не видя и не желая видеть за чей счет, на чем оно строит свою жизнь, кичась своими новыми возможностями в своем узком эгоцентризме и убежденности в своей смешной self-made man-овости. Некий эффект Моргенштерна — без старых голоса, музыки и смысла, но с новыми деньгами, популярностью и возможностями.
Но и надо признать, что новые поколения гораздо более приспособлены для жизни в этом новом капиталистическом дивном мире, где капитал определяет многое. Они вынуждены приспосабливаться и быстро выучиваются играть по заданным правилам: товар — деньги — возможности. Хотя, на мой взгляд, жизнь их гораздо беднее и ограниченнее, при всех деньгах и возможностях, чем жизнь обычных граждан в 60, 70 или 80-е годы прошлого столетия, так как ограничена теми самыми материальными ценностями и радостями.
Ну, а кто-то поспорит и докажет, что как раз богаче: путешествиями в глобализированный мир и возможностью купить новый гаджет, отсутствием контроля и учета сверху, вседозволенностью и радостью жить для себя.