Момент 1: русский язык
Вокруг русского языка в этой двуязычной стране ведутся нешуточные баталии, то и дело принимаются «языковые» законы, историками сочиняется новая история про запреты украинского языка и преследование всего украинского в советские времена, а их противниками сочиняется «правда» иная — про полный запрет русского языка и преследование за его использование.
Как всегда, безбожно перегибают палку и те, и другие, впадая в общую для обоих народов славянскую «черно-белую» категоричность.
Русский язык никто не запрещал, им активно пользуются на востоке страны, юге, а также он слышен повсеместно в столице Киеве. Ну, а как вы запретите половине страны разговаривать на родном русском или суржике?
Более того, его слышно и в «Бандерштадте», Львове, и по всему черноморскому побережью. От Измаила до Мариуполя он и вовсе самый используемый язык, после которого украинский на втором месте.
За все годы поездок в Украину я еще ни разу не сталкивался с нелицеприятным «лингвонационализмом», когда мне или моим знакомым кто-то агрессивно проповедовал бы использовать исключительно мову. Напротив, настаивали, чтобы я переходил на русский язык и не мучал украинский. Хочешь — говоришь на русском, хочешь — на украинском.
Хотя и я тоже считаю, что национальный — украинский — язык страны нужно учить и знать.
Момент 2: транспорт
Вторая русская беда — дороги — во всей «красе» присуща и украинцам. И, скорее, не только плохие дороги, коих еще немало в Украине, а такое более общее и важное для страны и граждан понятие, как «транспорт».
С транспортом и перевозками-переездами в Украине пока тоже беда. А именно: в стране действует множество частных перевозчиков, которые легально, а чаще нет, перевозят грузы и людей.
Выглядит это комично-горестно примерно так: вы, как законопослушный горожанин, идете на автовокзал в кассу покупать билет, а вам водитель вашей маршрутки, какого допотопного «Богдана» (дешевые украинские микроавтобусы), с возмущением делает замечание, что не следовало покупать билет в кассе, а стоило просто заплатить ему.
Делается это по простой причине: перевозчику невыгодно делиться с государством, а выгодно положить деньги себе в карман целиком и полностью. В пункте назначения отдать часть кому надо, а большую часть оставить себе.
Во время доставки вашего вовсе не дорогого тела до пункта назначения водитель будет под завязку набивать свой кашляющий и чихающий «Богданчик» стоячими телами, которые при первой же аварийной ситуации разлетятся по всему салону, а заодно и вам на голову, по пути сломав-вывихнув вам какую ключицу, шейку бедра или даже шею. Как это случилось с одной нашей знакомой, когда на ту приземлился стоящий над ней пассажир без билета.
Мои первоначальные наивные разъяснения пассажирам такой маршрутки, зачем нужен билет и почему государственные перевозчики надежнее частных, а также чем чреваты стоячие пассажиры, ожидаемого эффекта не возымели и приземлились на глухие уши и непонимающие мозги местной публики, которая сочла меня столичным снобом. У всех манера, а ля «тебя везут — уже хорошо, скажи спасибо».
Однако факт остается фактом: в Украине пассажирские перевозки почти нерегулируемы и малоподконтрольны местным властям. Перевозчики находятся на теневой стороне, уклоняются от уплаты налогов и, экономя на всем, подвергают опасности своих пассажиров. Причем нарушения эти повсюду и игнорируются и самими властями, которые находятся в сговоре с перевозчиками и получают за это свою долю, и самими пассажирами, большинство из которых не понимает, в чем опасность передвижения на таких «катафалках».
Момент 3: в Украине экономический кризис
А еще там процветает малый бизнес, низкие зарплаты, много-мало возможностей, везде коррупция и воровство, все плохо, все не плохо, Украина «ще не вмерла»
По правде сказать, все это так и не так.
В Украине кризис и не кризис. Вернее, кризис — это уже этакий статус-кво, норма жизни, когда вроде и кризис, а вроде и нет, привыкли. Новая волна Ковида с карантином, очередной
Кризис, при котором народ живет далеко не плохо. Но при этом по привычке жалуется. На кризис, на ковид, на власть, на погоду… Да на всё.
Официально в Украине невысокие зарплаты (примерно 300−400 долл/мес. в крупных городах). Но, кроме официальных зарплат и притянутой за уши статистики по ним, в стране крутится примерно столько же зарплат неофициальных, а в крупных городах полно состоятельных людей, и не все они депутаты.
Часть зарплат народ получает «в конверте», с удовольствием уклоняется от уплаты налогов. В итоге: когда надо — мы бедные-пребедные, а когда надо — у нас есть и квартирка, и дачка, и бизнес, и машинка в придачку.
В сельской местности у многих огороды и хозяйства с курами-гусями-кроликами. В городах свой бизнес, большой или малый, в виде ларька или маникюрного салона. И везде магазины, торговые центры, шопинг-моллы.
Многие «бомбят» на янтаре — неофициально добывают полудрагоценный камень на северо-западе страны и потом строят себе двухэтажные особняки, коими уже застроены все поля. Их как картошки, на которые еще десять лет тому моя бабушка ходила картошку копать.
Другие миллионами батрачат в Польше и Чехии, обустраиваясь там или умудряясь обустроиться дома, как новые местные миллионеры. Третьи мутят свой бизнес, открывая аптеку или магазин, или торгуют курами-гусями, или овощем со своего огорода, молоком-сметаной, сигаретами-пирожками, также не уплачивая никаких налогов.
Правда жизни — в Украине нет такого государственного контроля и учета, как, например, в Беларуси, где ты соседскую собаку не выгуляешь без уплаты налога государству, где с паршивой овцы хоть клок шерсти.
Там ты можешь сдавать квартиру, не уведомляя об этом вездесущее государство, торговать молоком из-под своей, или не своей, коровы, перепродавать привезенные из той же Беларуси «молочку» или трикотаж. И при этом все заработанное с чистой совестью оставлять себе, в том числе в качестве моральной компенсации за то, что живешь в такой бедной стране с такой никчемной властью, как Украина. И жаловаться, жаловаться, жаловаться…
На кризис, на ковид, на Зеленского. На дождь, на жару. На Россию, на соседа и на всех вокруг.
И при этом даже не понимать, что всё, или почти всё, у тебя уже есть. И жить не так-то и плохо.