Говоря сухим языком научных фактов, любой ветер — всего лишь воздух. Тот самый, которым люди дышат каждую минуту. Только движется этот воздух плотно, потоком. Иногда — в вертикальном направлении, но чаще — в горизонтальном, огибая поверхность материков и океанов Земли.
Медленно, а иногда и не очень, потоки объединяются, оформляются в слоистые «торты», «пироги», своеобразные «кулебяки», «ватрушки» и «винегрет». А потом вся названная «кулинария», как правило, начинает взаимодействовать с неподвижными объектами природного происхождения, а также с теми, что создал человек — судами, городами, автомобилями, гонит воду с гор, порой сдвигает ледники.
Вот когда поверхность воды настолько спокойная и гладкая, что ее сравнивают с зеркалом, специалисты заявляют: «На море штиль». Иными словами, «ветра практически нет», его скорость — меньше 1 км/ч.
Если же появляется легкая рябь, но на гребнях волны еще не заметны признаки пены, тот же адмирал Фрэнсис Бофорт, создатель классификации (шкалы) морских ветров, констатировал, что «ветер тихий», 1 балл.
Паруса небольших яхт хлопают, то надуваясь, то повисая, как небрежно развешанное белье на веревке у нерадивой хозяйки. Кораблики раскачиваются, страдающие от морской болезни пассажиры разбредаются по каютам и ложатся плашмя в ожидании усиления ветра. И он приходит — долгожданный легкий бриз, 2 балла. Его силы хватает, чтобы прижать корпус яхты к воде, когда речь идет о регате. Достаточно вспомнить аналогичную, в которой участвовал капитан Врунгель из советского мультипликационного фильма: ведь наверняка у славного мореплавателя были реальные прототипы.
А уже при 3 баллах путешественники благословляют Нептуна — со слов упомянутого выше адмирала, «на воде легкое волнение, видны маленькие барашки». Судно несется, рассекая морскую гладь словно шелк, брызги не долетают до фальшборта, можно позволить себе отдохнуть на палубе с бокалом вина без опасения оказаться за бортом.
Умеренный бриз (4 балла) — легендарные пассаты. С легкой руки англичан их называют «торговыми ветрами» (trad winds). Ничего странного: именно последние позволяли бесперебойно снабжать королевский двор такими экзотическими продуктами, как, например, чай, гуано, зерно, специи из колониальных стран.
5-балльный ветер — праздник для всех опытных мореплавателей, независимо от цели следования. Ведь сомнений нет: бок о бок с купцами идут на своих фрегатах-каравеллах по водным просторам и «благородные пираты» — грабители и бандиты. Азартные искатели приключений энергично рыщут в поисках легкой наживы.
И как призывно поет в фильме «Остров сокровищ» весьма колоритный персонаж — одноногий Джон Сильвер — коварный и жестокий главарь шайки, обращаясь к «коллегам по промыслу»: «Приятель, смелей разворачивай парус!»
И ведь он прав: самое время пускаться в путь. На море свежий бриз. Повсюду виды белые «барашки», высота волны достигает 2,5 метров, качка усиливается. Есть возможность полюбоваться играющими перед форштевнем дельфинами и придумать для данного 5-балльного ветра поэтическое название.
Давайте посмотрим, где такие ветры дуют.
Примеры:
- бафань (Алжир);
- знойный хамсин (Красное море);
- либеккио (Корсика);
- мельтем (Греция);
- элефанта (у Малабарского побережья);
- култук, баргузин, парма, фролиха, селенга, ангара, шелонник, низовик (озеро Байкал).Реклама
Кроме силы и направления, ветры еще классифицируются по продолжительности.
Время значительно варьируется:
- пассаты — дуют постоянно;
- муссоны — месяцами;
- бриз — несколько часов;
- некоторые грозы — минуты;
- шквал — до 60 секунд.
Ветры в 6 баллов уже не так приятны: они сильные, порывистые, «белые пенистые гребни, водяная пыль».
7-балльный ветер специалисты характеризуют как «крепкий».
8-балльный — как «очень крепкий». По факту это уже буря. Они бывают также и на суше: снежные и песчаные.
Ветер в 9 баллов — шторм, волны вздымаются на десять метров.
10 баллов — «сильный шторм».
11 баллов — шторм «жестокий».
12 баллов — ураган.
В случаях, когда ветер движется по кругу, точнее — по спирали, есть вероятность, что сформировался циклон. У последнего непростой механизм образования, сложная циклическая структура. А главное — их изучение позволило продлить шкалу Бофорта.
С 1992 года после урагана следует «очень жестокий циклонный шторм» (
Тайфун же, по большому счету — тропический циклон над Тихим океаном.
Сначала им давали исключительно женские имена. Данным обстоятельством воспользовался болгарский писатель Богомил Райнов. Свой шпионский детектив он назвал «Тайфуны с ласковыми именами». Однако через некоторое время несправедливость была исправлена. Теперь такой циклон может носить и более мужественное имя. Например, однажды по Флориде «прогулялся» «красавчик» Эндрю.
Получается, не так уж и далеко от легкого бриза до тропического циклона? Иногда — не дальше, чем от нежной любви до всё уничтожающей ненависти…