Как создавались уникальные сады на острове Валаам?

Реклама
Мастер

Мое первое путешествие на Валаам было где-то в первой половине 90-х годов и оставило незабываемые впечатления. Мы плыли туда на теплоходе и наблюдали удивительную картину. С приближением к архипелагу становилась заметнее вырастающая над невысокой зеленой лентой островов ель. И вдруг я заметила, что вершина ее начала светиться. Только потом, очутившись на острове, я поняла, что это была вовсе не ель.

Так появлялась вершина купола колокольни монастырского Спасо-Преображенского собора. Золоченую главку 70-метровой звонницы можно разглядеть в хороший день с расстояния в одну сотню километров от сортавальских шхер.

Валаам — это название архипелага, состоящего приблизительно из 50 островов и расположенного в северо-западной части огромного, крупнейшего в Европе, Ладожского озера. Валаам — и название самого большого острова архипелага. Площадь его составляет 2845 га, а площадь всего архипелага — 3600 га.

Территория Валаамского архипелага находится в административном подчинении Сортавальского района Республики Карелия. Расстояние от острова Валаам до города Сортавала — 42 км, а до ближайшего города Ленинградской области, Приозерска — 78 км. А город Санкт-Петербург находится от острова Валаам на расстоянии 227 км.

Реклама

История Валаама совершенно уникальна и заслуживает отдельного рассказа и даже, может быть, глубокого научного исследования. Стоит упомянуть, что на острове в дохристианские времена, по преданию, находились языческие капища. Христианский период истории острова некоторые исчисляют с XIV века, а кто-то и с более ранних времен. На этом историческом этапе на острове основывается монашеская община, и связывают это событие с именами двух подвижников — Сергия и Германа, прославленных потом в лике святых.

Реклама

История острова и находившейся на нем обители полна драматическими событиями: тут и войны, и разорения, и изгнания. И такие неожиданные метаморфозы, как появление на острове школы юнг в начале 40-х прошлого века, сразу после Отечественной войны — закрытого дома инвалидов, турбазы и затем, в 90-х, заново возрожденного монастыря.

Я же хочу рассказать о том, как этот суровый край пытались превратить и превращали в подобие райского сада.

Реклама

Дмитрий Сергеевич Лихачев в статье «Заметки о русском» (ж. «Новый мир», № 3, 1980 г), размышляя о русской природе в различных культурных контекстах, упоминает монастырские сады. Эти сады, располагающиеся внутри монастырей, за ограждением, являли собой земной рай. Все в этих садах должно было услаждать как зрение, так и слух (пение птиц), а также обоняние.

В них должно было быть изобилие всего и великое разнообразие. (ж. «Новый мир», № 3, 1980 г, стр. 29)

В той части острова, в которой находится Спасо-Преображенский собор, окруженный монастырскими стенами, так называемой центральной усадьбе, изначально было разбито три сада. Располагались сады на разной высоте. Верхний — аптекарский, на площади в 2,5 га, средний — 1,1 га, и нижний — 1,1 га.

Реклама

Сады также закладывались в каждом монастырском скиту. Валаамский скит — это отдаленная часть монастыря, находящаяся вдалеке от главного собора или даже на отдельном острове. Обязательной принадлежностью сада традиционно был пруд, откуда брали воду для полива.

Каждый согласится, что выращивание сада — это великий труд, но на Валааме это не только труд, но и чудо. Дело в том, что на острове практически нет почвы, то есть природный ее слой очень тонок. Как же удавалось братии выращивать сады, наполняя их райским изобилием?

Реклама

Описания паломников, побывавших на Валааме в конце XIX-го и начале XX века, читаются как захватывающий роман. Люди свидетельствовали о том, что на уединенном острове, на каменистой скале, на ее вершине и у ее подошвы роскошествуют цветники и фруктовые сады. Для их разведения в течение 20 лет завозили на остров с материка в мешках землю, перемешивали ее с хворостом, щебнем и перегнившей хвоей. Так образовывался плодородный слой до 2 м. Также почву для садов брали из низин.

Для закладки садов выбирали защищенные от северных ветров лесом или стенами зданий места. Это были южные склоны скалистых берегов заливов, менее продуваемых ветрами. На склонах устраивали террасы, укрепляя их подпорными стенами. И туда укладывали хворост со щебнем, добавляя золу. Получался слой толщиной в метр, его прижимали камнями, чтобы не унес ветер и талые воды, и оставляли на 2−3 года. Хворост перегнивал, создавал подготовительный слой, а затем туда насыпалась земля, до 1 м высотой.

Реклама

В садах выращивали много плодовых деревьев: яблони разных сортов, груши, японскую вишню, сливы, черную и красную смородину, крыжовник. В монастыре существовало парниковое хозяйство, где были огурцы, помидоры, дыни и арбузы. Умели вырастить даже виноград.

Монастырь вел активную переписку с видными русскими садоводами и ботаниками, выписывал саженцы плодовых деревьев из ботанического сада в Петербурге. Известен также любопытный факт о переписке с неким бывшим аптекарем из Гатчины, который сумел на одной яблоне вырастить плоды десяти разных сортов. За саженцами плодовых деревьев любовно ухаживали, защищали стволы соломой от морозов. Выводили стойкие сорта, тщательно подбирая материал для прививок.

Реклама

Монастырские сады украшали редкие акклиматизированные деревья и растения: вечнозеленые туи, голубые ели, пихты бальзамические, цветущие кусты роз различных видов.

Во второй половине ХХ века, в период забвения монастырской жизни на Валааме, когда там существовали только светское поселение и база отдыха, сады пришли в упадок. Но даже за это время они сумели сохраниться и являлись рукотворным чудом островного ландшафта. С 90-х годов, когда в садах насчитывалось всего 20 сортов яблонь против 60, существовавших в начала ХХ века, монастырское садоводство начало возрождаться, а потом и активно развиваться.

Так что «райские сады» Валаама можно увидеть, посетив остров сегодня.

Реклама