Да и бывали на ней очень немногие. Потому как климат тут непростой, и плыть на Новую Землю надобно на корабле. В наших реалиях к кораблю ещё может добавиться вертолёт либо самолёт.
И хотя край этот весьма своеобразен, он давно привлекал к себе русских людей. Причина этому была довольно банальна — в окрестностях Новой Земли много всякой промысловой живности. Вот и плавали в эти края всякие предприимчивые люди. Кто не оставался тут навечно, тот возвращался на Большую Землю с изрядным грузом рыбы, мяса и пушнины.
Известно, что уже в конце ХVII столетия на Новой Земле регулярно бывали промысловики из Архангельска. Они и догадались «растянуть» промысловый сезон на Новой Земле на несколько месяцев.
Для этого надо было завести с собой на острова побольше еды и успеть построить пару изб (из плавника) до наступления сильных холодов. Что и удавалось сделать наиболее отважным и вдохновлённым людям. После удачной зимовки такие смелые граждане возвращались на материк.
Предпринимательство, это, конечно, хорошо, но толком Новую Землю так никто и не исследовал. Вот и решило царское правительство исправить сие досадное упущение.
На Новую Землю (растянувшуюся, кстати, почти на 1000 км в длину) было отправлено несколько исследовательских экспедиций. Две из них — под руководством Августа Карловича Цивольки — заслуживают более подробного рассказа.
Август Карлович был урождённым поляком. В то время как некоторые его соотечественники видели в русском государстве только «гнёт» и ущемление национальных меньшинств, Циволька успешно закончил школу и уехал из родной Варшавы в 1-й штурманский полуэкипаж, в Санкт-Петербург.
Там он прилежно учился морскому делу. Настолько прилежно, что после окончания учёбы в возрасте 26 лет Циволька становится начальником экспедиции на загадочную Новую Землю. Случилось это в 1837 году.
Эта экспедиция была не очень долгой, но она принесла хорошие научные результаты. Эти результаты отправили в Петербургскую Академию наук, и та помогла организовать вторую экспедицию на Новую Землю. Начальником этого мероприятия назначили всё того же Цивольку.
В этот раз к архипелагу отправились два судна: шхуны «Новая Земля» и «Шпицберген». На них было погружено провианта и вещей с таким расчётом, что вся экспедиция займёт примерно 16 месяцев.
Кроме этого, с собой Циволька решил взять три деревянных сруба. Последние при достижении кораблями Новой Земли должны были быть быстро установлены на берегу, и тогда предстоящая зимовка не сулила бы неприятностей. Собственно, для жилья предназначались два больших деревянных сруба, а третий сруб — это была столь необходимая на Севере баня.
Так как всё имущество всё же не поместилось на две шхуны, то им в помощь наняли ладью «Святой Алексей» с опытным кормщиком Иваном Гвоздарёвым.
Известно, что погодные условия в тот раз были довольно сложные. Поэтому шхуна «Шпицберген» добралась на Новую Землю раньше, а вот судно «Новая Земля» (где находился Циволька) добралась до архипелага лишь 9 августа 1838 года.
Страшного в этом ничего не было, поскольку избы уже установили для зимовки, и даже шхуну «Шпицберген» затащили на берег и поставили на подпорки.
Циволька с помощниками принялся за исследование природы Новой Земли. Для передвижений вдоль архипелага он использовал небольшой карбас с запасом провианта на несколько дней.
Однако к середине октября того же года погода на Новой Земле сильно испортилась, и Циволька с помощниками вернулся в основной лагерь. Близилась долгая полярная зима.
С наступлением холодов Циволька приказал сделать довольно странную вещь: сломать в большой жилой избе печь, а для дыма оставить дыру в потолке. Он предполагал, что так будет теплее, и сырые дрова, найденные на берегу (плавник), станут гореть лучше.
Однако после такого расклада лучше не стало. Более того, большой жилой дом стал внутри сыреть до такой степени, что с потолка и стен капала вода.
В середине января 1839 года, то есть на 3-м месяце зимовки, среди участников экспедиции началась цинга. К этому вроде готовились, взяли необходимый провиант, но… люди не выдерживали и умирали.
Цинга усугублялась ещё и тем, что негде было взять воды (все ямки с чистой водой промёрзли) и приходилось подолгу растапливать снег. Вдобавок к этому заканчивались дрова, и за плавником приходилось ходить по 7−10 км в один конец. Разумеется, всё это отнимало силы и снижало иммунитет людей.
Не миновала тяжёлая участь и Августа Карловича. Он умер 16 марта 1839 года и был похоронен вместе с 8 членами экипажа, скончавшимися во время суровой зимовки.
С наступлением полярного лета ситуация немного улучшилась, и оставшиеся в живых члены экспедиции успели сделать довольно много научных наблюдений, а также провести необходимые картографические и гидрографические изыскания.
Все выжившие участники научной экспедиции вернулись в Архангельск в сентябре 1839 года. Таким образом, описываемое предприятие заняло более года.
И было оно не напрасным, несмотря на 9 утраченных жизней. Ведь русская экспедиция Августа Карловича Цивольки принесла много ценных научных данных, столь необходимых для нашей страны…