Хранителями королевских регалий и драгоценностей выступают легендарные йоменские стражники. Есть еще не менее знаменитые, исполненные достоинства тауэрские вороны — вместе они привлекают до 3-х миллионов туристов ежегодно.
История Лондонского Тауэра — это история тюрьмы. Сменяющие друг друга монархи с готовностью заточали в ее стенах своих врагов и конкурентов. Тауэр хранит бессчетное количество историй об узниках богатых и бедных. А также это история неприступной крепости, которая защищала монархов в течение 500 лет от войн и восстаний. И вдобавок это история роскошного королевского дворца.
Как уже говорилось, известные во всем мире стражи-
Бифитеры и традиции
Вплоть до наших дней йомены, или бифитеры, участвуют в издавна установленном ритуале: Церемонии Ключей. Суть этой ежедневной церемонии состоит в отпирании и запирании ворот Тауэра. Традиция эта сохраняется вот уже 700 лет.
Есть более молодая традиция, связанная с бифитерами. Производитель джина Beefeater, компания Marston’s, некоторое время назад заключила соглашение об использовании образа бифитера в своей продукции. Одно из прописанных там условий предусматривает, что на свой день рождения служащий бифитер должен получить от компании бутылку «Бифитера».
В парадный вариант формы стражники Тауэра облачаются в особо торжественных случаях: в дни государственных праздников, в юбилеи и дни рождения монарших особ. Они участвуют при этом в таком событии, как стрельба из большой пушки. Такая стрельба называется Королевский Салют. Тауэрский пушечный салют производится со знаменитого Причала Тауэра (Tower Wharf).
Рейвенмастер
Одно из самых распространенных поверий Тауэра касается воронов (ravens — англ.) Согласно ему, если случится так, что вороны покинут Тауэр, то и Тауэр, и королевство падут.
Сейчас в Тауэре живут семь воронов, о которых заботится рейвенмастер из йоменов. В его обязанности входит содержание в чистоте клеток и питание подопечных. В меню входит сырое мясо (несколько сортов), яйца, крольчатина — причем в природном виде, то есть со шкуркой.
Призраки
В рассказах йоменов о Тауэре, конечно же, не обходится без упоминания призраков. Призраки есть «старшие» и «младшие».
Младшие — это призраки принцев Эдуарда и Ричарда Йоркских. Борьба за власть в XV веке привела к тому, что принцы были объявлены незаконнорожденными и были заключены в Тауэр своим дядей, королем Ричардом III. Считается, что они там умерли или были тайно убиты.
Старшие призраки — это Анна Болейн, вторая жена Генриха VIII, казненная по ложному обвинению в измене. И Арабелла Стюарт, двоюродная сестра Елизаветы I, голодавшая во время заточения, причиной которого стал ее самовольный брак с Уильямом Сеймуром. Йомены уверяют, что она часто является во дворце.
Кроме того у йоменов наготове рассказ об огромном медведе, который, появляясь время от времени, наводит страх на гостей.
Достойное общество
Когда, удовлетворив жажду впечатлений и любопытство, туристы покидают Тауэр и ворота закрываются, стражи Тауэра остаются в его стенах, замкнутые в немногочисленное сообщество, где, впрочем, есть все необходимое для достойной жизни.
Лондонский Тауэр по-прежнему является домом для бифитеров и их семей, губернатора-резидента и гарнизона солдат. Есть врач и капеллан. А также есть паб, о котором тоже хочется сказать несколько слов.
Йоменский паб носит название Yeoman Warders Club. Это закрытое заведение. Посторонний может прийти туда, только если он приглашен. Как можно догадаться, в списке напитков имеется джин Beefeater и пиво того же сорта.
Те, кто пишет об этом месте, часто упоминают тот факт, что на стене паба, среди фотографий знаменитых гостей, можно увидеть и вставленный в рамку автограф Рудольфа Гесса. Правда ли это, не могу судить, так как в число допущенных в это заведение я не вхожу. Но те, кому больше повезет, возможно, в этом удостоверятся.
К сожалению, в 2020 году из-за разразившейся пандемии поток туристов сократился и доходы управляющей организации Historic Royal Palaces сократились фактически на 85%. Над йоменскими стражами нависла вполне реальная угроза увольнения.
Хотелось бы все же закончить рассказ на оптимистичной ноте с надеждой на то, что, несмотря на пандемию, йоменские стражи выстоят, как делали это на протяжении долгого времени, и будут делиться с нами любопытными историями и незыблемыми традициями этого места.