Чуйский тракт – песенная легенда или сказка наяву? Часть 2.

Реклама
Профессионал

Первая половина Чуйского тракта выглядит этакой заманиловкой — известно, что тракт горный, а где они, горы? Название — Чуйский, а идет вдоль Катуни — что за ирония?

Переехав через Катунь в селе Усть-Сема, оставив основную массу попутчиков на турбазах Чемала, едем выяснять непонятное.

Окружающие горы меняются постепенно, но глаз постоянно находит новенькое, живое, яркое, необычное. Вот Шаман-гора — приглядывает за порядком на дороге. Вот любопытное новорожденное облачко заглядывает в ущелье, зацепившись за маму-гору где-то в области талии. Вот поляна жарков обещает оранжевое блаженство без участия цитрусовых. И чаще встречаются всадники, здесь этот вид транспорта предпочитают бензиновым коням. И коровы греются на асфальте тракта, как кот на лежанке. И если вы путешествуете в первой половине лета, вы увидите на обочинах чудных трогательных телят и жеребят, которые жмутся к теплым бокам мам. И деревни не вызывают чувства жалости покосившимися заборами и провалившимися крышами — вполне пристойные крепкие хозяйства с избами удивительного медового цвета лиственницы. Местное население живет, а не доживает. И это ощущение не может не добавлять позитива в напичканную всяческими телевизионными ужасами израненную душу горожанина.

Реклама

На второй половине Чуйского тракта уже гораздо меньше мест организованных стоянок. Зато чистейших горных речек с доступным местом для палаточного лагеря — хоть отбавляй. Проблем с продуктами питания вдоль тракта практически нет, прошли те времена, когда с собой возили багажник тушенки-сгущенки. Сейчас доступные продукты известных марок есть практически в каждом магазине. А местные молочные и мясные продукты отличаются отменным вкусом и качеством. В селе Черга маслосырзавод чуть не дореволюционной постройки производит вкуснейшие сыры, которые гурманы увозят с собой головками.

Через 80 км от моста вы подниметесь на первый перевал — Семинский. Пологость 11-километрового подъема создает иллюзию незначительной высоты, однако двигатель вашего автомустанга вдруг запросит пощады и откажется скакать во весь опор. И то — высота около 1900 м! На вершине перевала, в роскошных кедрачах, расположен большой гостиничный комплекс, бывший когда-то тренировочной базой советских биатлонистов. Сейчас с удовольствием принимает под свою крышу всех желающих туристов. Однако климат на этой высоте всегда значительно суровее, чем у подножия. Но именно проживая в относительно привычных комфортных условиях этого комплекса, можно дважды в день ездить на

Реклама
пантовые ванны в маралье хозяйство, расположенное в 20 км за перевалом! Это в том случае, если ваш туризм носит еще и оздоровительный характер.

Еще через 70 км Чуйского тракта второй перевал — Чике-Таман. И хоть он на 200 м ниже Семинского, но гораздо более экстремальный, имеющий все атрибуты настоящего горного перевала — серпантин дороги, пропасти и отвесные стены по краям. Но еще большее впечатление производит старый Чуйский тракт, видимый из автомобильного окна. При очень большом желании экстрима — проезжий для большинства автомобилей. Но только в одну сторону — разъехаться со встречным любителем экстрима не удастся! Вот тут и вспомните песню про отчаянного Кольку Снегирева.

Реклама

От Чике-Тамана тракт снова подходит к Катуни — в живописнейшей дельте Большого Ильгуменя, излюбленном месте художников и туристов-водников. Здесь одна из последних на тракте туристических баз, с экзотическими юртами и завораживающей мощью Катуни. И звезды ночью здесь нереально огромные и яркие.

Дальше тракт идет по левому берегу Катуни на довольно адреналиновой высоте, с нависающими карнизами скал. И, наконец, встречается с рекой Чуя, имянарекательницей тракта. У слияния этих двух рек можно наблюдать независимый характер каждой из них, когда после слияния они еще сотню метров сохраняют свой цвет, договариваясь о компромиссе. На Чуе-реке ежегодно проводится Чуя-ралли, международные соревнования спортсменов-водников. И панибратского отношения к себе дилетантов эти две горные красавицы не терпят.

Реклама

А горы становятся все более безлесными, напоминают толстого доброго великана, прилегшего отдохнуть. Глаз уже не ищет разнообразия, а в душе наступает спокойствие! Настолько человек незначим по сравнению с этой природной мощью, что осознавшему это, многое в жизни хочется пересмотреть с перестановкой приоритетов.

Маленькая справка: обозначенные в путеводителе «археологические памятники» чаще всего представляют собой незначительно возвышающиеся над засеянным полем курганы. Однако, если вы остановитесь у верстового столба 690 и пойдете направо перпендикулярно дороге, то метрах в ста от неё увидите большой валун, с обратной стороны которого явственно видны петроглифы, якобы рисунки древних. И никакой «здесь был Вася» рядом еще не отметился!

Реклама

Дальше Ташанты, граничной заставы с Монголией, проезда нет, если вы не готовились заранее к пересечению границы.

К сожалению, еще более изумительные озера и вершины находятся вдали от автомобильных дорог. Но если вы полюбили Алтай с первого взгляда, то к более тесному знакомству подготовитесь основательнее в следующий раз.

Непостоянство погоды, меняющейся несколько раз за день, напоминает кокетливую девчонку, стремящуюся показать все свои наряды в присутствии гостей.

А отчаянно бирюзовой Катунь бывает в конце августа-начале сентября. И в сочетании с ежедневно меняющейся палитрой золота осенних гор, бездонной легкости неба — головокружительное неправдоподобие реальности!

Реклама