В свое время эта мысль проповедовалась православной церковью, чьей паствой являлись преимущественно голодранцы, нашедшие утешение в лоне Бога. А позже эта теза была подхвачена и на государственном уровне, через литературу и синематограф, чтобы снова не волновать и усмирять далеко не богатые народные массы, тонувшие в море житейских проблем.
Оно так. Однако сегодня так, только если бедность или, скажем, скромность бытия, потребительский минимализм и разумное ограничение не вызваны истинной нехваткой средств и имеют под собой идейную философию. Философию духа и тела. Вызваны религиозной аскезой или какой другой высокой целью.
Но дело ведь в том, что причиной бедности наших соотечественников является не идея и не философия ума и тела. А совсем другое. И не непреодолимая возможность более высокого дохода. А часто лень, пьянство и упование на кого-то, кто придет и положит в протянутую руку.
Спроси любого современного бедняка, в чем причина его бедности, как тот с ожидаемой классовой ненавистью живописует вороватые государство и власть и замечательного несчастного себя, причиной чьей скромной жизни является именно то, что его обокрало государство, не дало и недодало.
Русский, славянский менталитет, в отличие от менталитета западного, причины своих бед — в частности, своей бедности — редко ищет в себе. Сама идея виновности в своей бедности и прочих несчастиях представляется нашему человеку тяжелым, невозможным бременем, которое он торопится переложить на кого угодно, при этом всячески оправдывая себя. Как еврейскому народу в свое время понадобился «козел отпущения», на которого люди взваливали все свои беды и отпускали в пустыню, так и нашему человеку необходимо примерно то же.
Часто таким «козлом отпущения» у нашего человека служит государство и власть. Априори у нашего человека власть вороватая и виноватая. Что примечательно, хороших правителей и государей наш человек вспомнить не может. Начиная от
Виноваты власть и государство в низких зарплатах, тесных квартирах, вечно растущих ценах… В плохом здравоохранении и образовании. В том, что невозможно найти достойную работу по месту жительства и нужно ехать на заработки. В том, что грязно у подъезда в каком Урюпинске и в том, что на Новый год снова не выпадет снег. В том, что бухает русский человек…
А также, например, в том, что наш человек не умеет экономить и сберегать. Зарабатывать и приумножать. Ну, еще бы. Что там приумножать, есть зарплаты нищенские, как убеждено большинство наших людей?
Особенность отличия нашего менталитета от западного в том, что наш человек вечно уповает на кого-то и ждет от кого-то чего-то. А не получив в готовом виде, винит снова кого-то в чем-то.
Уповает на власть, государство, на царя-батюшку. На Бога и деда Мороза.
…Недавно я прочитал такую боль: «Дедушка Мороз, пишет тебе семилетний Вова, пожалуйста, не дари мне ничего, а пришли нам дрова на Новый год, чтобы мы могли натопить печь».
И примечательна реакция наших людей в комментах, которые, можно догадаться, пожалели бедного Вову, его бедную семью, не имеющую возможности купить для себя «даже» дрова, и всячески прошлись по плохому государству российскому: по президенту, который почему-то не уследил за отдельно взятой семьей в своем государстве, по местным властям и вообще плохой жизни. По тому, что нефти и газа в стране-то много, а вот бедной семье их не выделили.
Реакция большинства очень показательна: виноват кто-то, от президента до местного председателя колхоза, но не родители, отец и мать, семья мальчика, которые каким-то чудом не смогли купить себе на зиму дров. Ну, а если даже и не смогли, то вопрос «Кто виноват?» русский ум никогда не покидает. Ведь в наших бедах виноваты не мы сами, а кто-то.
Что же касается бедности, то в наше время, время потрясающих возможностей по сравнению с какими-либо другими временами, нужно еще постараться оставаться бедным. В особенности, если мы говорим о том, у кого есть руки и ноги, голова на плечах, а в голове какой-никакой умишко. Чтобы пятьдесят лет до пенсии работать, но при этом на старость ничего не сберечь. Ни в местных деньгах, ни в других, ни в золоте, земле или недвижимости. Просто на черный день и на гробовую доску.
По факту, бедность наших людей порой выглядит, как в другом репортаже: когда женщина средних лет в норковой шубе и такой же шапке, помахивая цифровой камерой, рассказывает про свою небольшую пенсию, привычно жалуясь на государство, а мужчина упитанной комплекции в ондатровой шапке ей поддакивает.
Или когда наши люди возмущаются и царем, и боярами, а потом, плюнув в сердцах, уезжают на дачу. Или в Египет…
Такая вот бедность.