Путешественники, оказавшись в Шотландии, с удивлением смотрели на мужчин в килтах, весьма похожих внешне на юбку.
Первое письменное упоминание о килте относится к 1594 году. Собственно, килт — отрезок клетчатого пледа, обернутого вокруг талии и закрепленного пряжками на ремне. Преимущественно мужчин в килтах в Шотландии можно увидеть сейчас на праздниках или на соревнованиях. В шотландской армии килт — обязательная часть военной формы.
Шотландия — вовсе не единственная страна, где мужчины носят национальную одежду на манер юбки. При этом нет такого понятия, как пошив одежды в швейной мастерской. «Технология» чрезвычайно простая, но практичная. Берется длинный и широкий отрез ткани с клетчатым узором и оборачивается вокруг талии.
Есть страны, где и вовсе в качестве «крепления» используют второй конец материи, засунутый за пояс. Но чаще просто делается узел из начального и конечного края ткани. Именно так выглядит мужская одежда в Мьянме (так называется нынче Бирма).
В этой южной стране жаркий климат. Для пасхоу (местное название «юбки») годится лишь не слишком плотная материя. Средняя длина отреза может быть от трех метров до двух. Ширина отреза — около метра.
Пасхоу является в Мьянме повседневной верхней одеждой не только у мужчин, но и у женщин. Отличие лишь в том, что лица женского пола закрепляют ткань на боку, а мужчины — на животе. Кроме того, сильный пол имеет право превратить пасхоу в своеобразные «штаны», если требуется существенно ускорить шаг или бежать, а края тугого пасхоу мешают этому. Тогда мужчина развязывает на животе узел, отматывает с бедер часть ткани, пропускает её конец спереди между ног и закрепляет сзади на спине, засовывая конец там в «юбку». Таким образом она быстро превращается в простейшие «штаны».
Любопытно то, что в Мьянме нет понятия моды в отношении пасхоу. При населении в 53 миллиона человек мужская и женская одежда ничем не различается и бизнес явно теряет большие деньги на том, что отсутствуют выставки с ТОП-моделями в пасхоу.
Условно «мужской юбкой» можно назвать и широко распространенную в мусульманских странах мужскую одежду ихрам. Берется длинный и широкий отрез белой ткани и туго оборачивается вокруг бедер, закрепляется. Свободная часть отреза (примерно два метра) накидывается на левое плечо и за спину. Длина этой части отреза зависит от роста и телосложения мужчины.
Материя для ихрама используется обязательно белого цвета. Она сравнительно плотная. Но главная особенность ихрама в том, что в нем мужчины все равные по своему статусу во время молитвы и вне стен мечети.
О двух видах настоящих, а не условных, мужских юбок надо сказать особо.
Туристы и путешественники считают большой экзотикой увидеть смену греческого военного караула в традиционной для этого случая одежде. Она состоит из юбки под названием фустанелла, огромных ботинок на ногах с большими носами и обязательного берета на голове.
Для военного караула форма и правда странная, но её можно несколько сравнить с формой шотландских военных. Чем? Прежде всего, килтом, который иностранцы именуют юбкой. Можно сравнить и по наличию на плечах у караула оружия.
Разумеется, особое внимание именно к «юбке». Она содержит ровно 400 вертикальных складок. Каждая складка символизирует год нахождения страны под турецким гнетом.
Не менее интересно для иностранцев увидеть и жителей острова Фиджи. Мужская юбка (называется она — сулу) оригинальна тем, что снизу у нее большие вырезы в виде треугольных зубцов. Такая юбка — распространенная мужская одежда на Фиджи. Она — обязательная там форма для всех военных и полицейских…
А вообще, если хорошо подумать, то можно и в диких племенах увидеть прообраз юбки: на лиану нанизывают различную растительность. Дальше остается лишь закрепить лиану вокруг пояса. Большое преимущество такой юбки в том, что по мере изношенности её легко заменить на новую.
С иронией можно вспомнить и ситуации, когда мужчины выходят из бани, обмотав вокруг бедер полотенца. А что тут особенного? Просто это тоже своего рода импровизированная мужская юбка…