Представьте себе, что вы можете чувствовать вкус цвета или обонять звуки. Это может показаться странным, но на самом деле для многих людей — это вполне реально.
Способность ощущать запах цвета, окрашивать звуки и формы предметов, вызвана состоянием, которое называется синестезией. Возникает она, когда у человека пересекаются любые два или более из шести данных нам чувств. Таких людей называют синестетами. Один синестет может почувствовать горький вкус, когда он видит фиолетовый или жёлтый цвет, а другой почувствует запах розы или лаванды, когда услышит определенную музыкальную ноту.
Синестезия
Спросите любого условно «обычного» человека, какого цвета вентиль холодной воды? Почти наверняка вы услышите: «Синий». Ведь это знание сформировано нашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом.
Но на самом-то деле цвет крана и температура воды далеко не одно и то же и никак не зависят друг от друга. Но у синестета есть ощущения, что предметы, звуки или символы обладают какими-то свойствами, которые не определяются другими людьми. Однако, в отличие от нашего «синего крана», синестет не может точно определить, что сформировало его ассоциации. Причем для таких ощущений характерно постоянство: они остаются стабильными на протяжении всей жизни, и если слово «молоток» еще в детстве представлялось какому-нибудь синестетику красным с черными вкраплениями, то он в старости будет воспринимать его точно так же.
Синестезия была объектом пристального внимания ученых в конце XIX и начале XX веков. О феномене синестезии много говорили, устраивали специальные вечера цвето- и светомузыки, на которых звучал инструмент, напоминающий орган: клавиши его извлекали не только звуки, но и цвета. Во Франции и России композиторы и поэты специально писали для таких концертов «цветную» музыку и стихи. В. Брюсов и А. Блок, не будучи по природе синестетиками, следовали моде и использовали цветовые ассоциации в качестве поэтического приёма.
В середине XX века исследования синестезии были заброшены. Сегодня же к ней снова проснулся интерес — психологи и неврологи начали изучать этот феномен в первую очередь для достижения лучшего понимания процесса познания и
В 2015 году австралийские ученые из исследовательской школы психологии ANU (Australian National university) посвятили год широкому исследованию этого феномена, которое показало, что у синестетов гораздо более сильные психические ассоциации между родственными понятиями, чем у обычных людей.
По окончании серии экспериментов доктор Стефани Гудхью (Stephanie Goodhew) выявила, что у синенстетов гораздо сильнее развиты связи между различными областями мозга, особенно между тем, что мы считаем языковой частью мозга, и его «цветовой» частью. Благодаря этому сигналы от органов чувств
, воспринимаемые одной зоной мозга как триггер, активизируют другую.Эти люди могут «слышать» формы, то есть треугольник вызывает у них ощущение звука или цвета, либо у них может быть специфическое вкусовое ощущение, когда они слышат определенный звук. Один участник эксперимента сообщил, что запахи имеют определенную форму. Например, запах свежего воздуха имеет для него прямоугольную форму, кофе имеет форму пузырящегося облака. Другие участники сообщили, что могут чувствовать запах круглой или квадратной формы.
Полученные данные могут помочь исследователям лучше понять тайны синестезии («единства чувств»), которой, по статистике, страдает примерно один из каждых 1000 человек. Хотя слово «страдает» здесь, пожалуй, неуместно. Не страдают же сомелье (специалист по винам) или нюхач (мастер-парфюмер) — наоборот, им дана особая способность различать запахи или вкус, или и то, и другое. Такие специалисты высоко ценятся в своей профессиональной области.
Еще раньше австралийцев ученые из Университета Калифорнии (США) предположили, что слышать цвета и ощущать слова на вкус людям позволяют мутировавшие гены. Также было установлено, что синестезия передается по наследству, причем чаще всего встречается у художников, писателей и поэтов.
Многие синестеты утверждают, что эта особенность восприятия помогает им запоминать определенные факты (как многие из нас используют для запоминания ассоциации). Эксперты говорят, что у людей, обладающим таким свойством, память намного лучше, чем у остальных людей, выросших в том же окружении и практически с таким же образованием.
Интересные факты о типах синестезии
Любопытно в синестезии то, что существует очень много разных способов ее ощущения — на сегодня их насчитывается 80.
- Самый распространенный тип — это когда буквы и цифры «окрашены» в цвет: чаще всего «A» — красный, «B» — желтый. Но встречаются и другие ассоциации.
- Другой распространенный тип — когда дни недели или месяцы в году окрашены в определенные цвета (вторник может быть оранжевым, а среда зеленой).Реклама
- Как уже говорилось, у обладающих этим даром чаще всего прекрасная память. Интересно, что они запоминают в первую очередь свое синестетическое впечатление, а не то, чем оно было вызвано. Например, типичный синестетик вполне может сказать: «Я не помню, как зовут эту девушку, помню только, что ее имя фиолетовое».
- Для некоторых звуки, такие как открывание дверей или гудок паровоза, могут быть окрашены в цвета, у других те же звуки могут также вызвать тактильные ощущения — например, чувство чьего-то прикосновения.
- Встречаются и более редкие формы синестезии. Некоторые люди при виде картинки, когда кого-то похлопывают по плечу, могут явственно почувствовать похлопывание по своему плечу.Реклама
- Один из самых интересных редких типов феномена — ощущение человеком определенного вкуса, когда он слышит некие звуки: например, вкус заварного крема, когда хлопает дверь, или вафель, когда слышит слово «ткань».
Эффект Кики и Буба
«Эффект „буба-кики“ — соответствие, которое человеческий разум устанавливает между звуковой оболочкой слова и геометрической формой объекта» (Википедия).
По материалам Википедии:
Впервые этот эксперимент был проведен психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году на острове Тенерифе. Только демонстрируемые фигуры назывались у Келлера «балуба» и «такете». В 2001 году неврологи Вилейанур Рамачандран и Эдвард Хаббард повторили эксперимент в США (используя английский язык) и в Индии (используя тамильский язык), заменив названия фигур на «кики» и «буба». На вопрос «Какая из представленных фигур — „буба“, и какая — „кики“?» 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» — остроугольную. С тех пор эксперимент повторялся не однажды, и почти все опрашиваемые (независимо от того, из какой культуры они происходят или на каком языке говорят), говорили, что Буба имеет круглую форму, а Кики острую. Этот эксперимент теперь известен как «эффект Бубы / Кики» и показывает, что мозг способен к этим ассоциациям независимо от того, считаемся мы синестетами или нет.
Реклама
Известные люди-синестетики
Владимир Набоков
Автор романов, стихов и рассказов, Набоков был не единственным синестетиком в своей семье, те же ощущения испытывали его мать и сын Дмитрий. Вот что писал в автобиографии знаменитый писатель:
Это случилось, когда мне было семь лет — я взял кучу кубиков с буквами… и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные».
Поскольку мать Набокова сама обладала синестезией, она сразу поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их «внутреннего» цвета, возникающего в его сознании.
Анализ Набоковым своего состояния (он называл его галлюцинацией) описан так же увлекательно и ярко, как и все его литературные труды. В своих мемуарах «Говори, память» он описывает феномен так:
Сколько я себя помню, я был подвержен легким галлюцинациям. Некоторые из них слуховые, другие оптические, и от этого я не получил особой выгоды… В коричневой группе есть богатый каучуковый тон мягкого g, более бледный j и тусклый шнурок h … среди красного, b имеет тон, называемый художниками обожженная сиена, m — складка розовой фланели, и сегодня я наконец-то идеально сопоставил v с «розовым кварцем» в Словаре цвета Мерца и Пола.
Дюк Эллингтон
В книге «Sweet Man: The Real Duke Ellington» автор Дон Джордж передает высказывания Эллингтона о том, как его синестезия повлияла на музыку:
Я слышу ноту, взятую одним из участников группы, и она одного цвета. Я слышу ту же ноту, которую играет кто-то другой, но она уже другого цвета. Когда я слышу устойчивые музыкальные тона, я вижу примерно те же цвета, но в текстурах. Если играет Гарри Карни, D — это темно-синяя мешковина. Если играет Джонни Ходжес, G становится светло-голубым атласом.
Винсент Ван Гог
Бедный Ван Гог! Похоже, он был одним из тех синестетов, которому его состояние принесло больше вреда, чем пользы, по крайней мере, в юные годы.
Когда Ван Гог брал уроки игры на фортепиано в 1885 году, его учитель понял, что тот связывает разные ноты с определенными цветами. К несчастью для Ван Гога, учитель воспринял это как признак безумия и заставил его уйти.
Джефри Раш
В одном интервью Раш сказал, что его синестезия уходит корнями в детство:
Когда я учился в школе, в самые первые дни мы выучивали дни недели. И почему-то дни недели сразу же приобрели сильные цветовые ассоциации. Понедельник для меня бледно-голубой, вторник — кислотно-зеленый, среда — темно-пурпурного цвета, пятница была темно-бордовой, суббота — белой, а в воскресенье — бледно-желтым.
Раш испытывает несколько типов синестезии, второй из которых, пространственно-временной, он описывает, объясняя:
Я могу сказать своей жене: «Эту пьесу впервые поставили во вторник, 8 мая 1982 года». Я помню, что у нее (пьесы) появилась в моей голове позиция, где находились 1982 год и там же был месяц May. Это своего рода череда холмов и долин, поэтому, если кто-то говорит, что король Карл Великий жил в 800 году нашей эры, я вижу, что это было в совершенно определенном месте.
К синестетам относятся также такие знаменитости, как Франц Лист, Вольфганг Амадей Моцарт, Эдгар Дега, Билли Джоэл, Мэрилин Монро, Джими Хэндрикс, и многие другие известные личности.
Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква «А» будет окрашена для них в разные цвета, а потому, что эта буква каждый раз будет иметь разное значение.
Синестезия — результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.