Что посмотреть на прогулке по Венеции? Мост Риальто

Реклама
Грандмастер

На главном водном проспекте Венеции, Гранд-канале, за 14 веков построили всего 4 моста. Причём два в XX веке, а один в XXI-м. Все построенные мосты венецианцы люто ненавидят и каждый год пытаются демонтировать. Особенно ненавистен им последний по дате постройки мост — мост Конституции.

Но начнём с первого моста — Риальто.

На месте, где он сейчас стоит, в 1181 году существовал «лодочный мост» — вереница лодок тянулась от берега до берега, а люди ходили по ним.

Замену понтонного моста на деревянный потребовали рыночные отношения. Рынок Риальто, к которому мост и вёл, расширялся, а продавцов и покупателей становилось всё больше. И в 1264 г. (либо в 1250-м) мост из лодок признали неудобным и построили первый деревянный мост. Причем он уже имел разводной механизм, хотя во многих статьях, включая Википедию, указывается, что только второй деревянный мост имел такой механизм.

Первый деревянный мост, предок Риальто, назывался Понте-делла-Монета («Монетный мост»). В неитальянских источниках указывают две версии происхождения названия: либо мост был платным, либо название ему дал монетный двор, расположенный неподалеку. На самом деле всё так и не так.

Реклама

К востоку от моста располагался монетный двор, а за проход по лодочному мосту надо было заплатить один квартало. Деревянный мост был бесплатным, но название уже ушло в народ.

Летописец Андреа Дандоло пишет:

Город Возрождения, до тех пор разделенный посередине каналом, был затем объединен строительством деревянного моста, имя которому «Монета», потому что до того, как он был построен, за проход надо было уплатить перевозчику монету под названием квартало.

Венецианский квартало равен четвертой части серебряного денария Древнего Рима (в эпоху Республики). Весила монета примерно 0,8 г и вышла из оборота к середине XIV века. По сегодняшнему курсу серебряный квартало стоит 20−30 рублей.

Реклама

Форма «Монетного моста» такая же, как у того каменного Риальто (их было два), что мы видим в современной Венеции. Конструкция состояла из двух наклонных пандусов, которые соединялись в подвижной центральной секции, которую можно было поднять, чтобы проходить более высокие корабли. Тогда мост и начал называться Риальто, как и рынок, который дал ему жизнь.

Реклама

В 1310 году на мосту случился пожар — бежавшая из города оппозиция во главе с Баджанте Тьеполе мало думала о сохранении исторических реликвий и жгла всё подряд. Но мост выстоял и сохранился.

Развалится он только через полтора века, не выдержав скопления народа. Люди в тот день собрались понаблюдать за процессией невесты правителя герцогства Феррары, первого независимого государства на севере Италии.

Второй деревянный мост именовался уже Риальто по названию крупного рынка поблизости, но смена названия не помогла — конструкция тоже развалилась, заставив власти задуматься о постройке моста из камня.

Реклама

Первым воплотил проект в жизнь Джованни Джокондо в 1514 году. Удивительно, но первый каменный Риальто простоял всего 10 лет и рухнул.

В 1551 году Венеция объявила тендер на строительство нового каменного моста. Была создана рабочая группа, которая отбирала проекты аж до конца XVI века, когда дож Паскуале Циконна, наконец-то, объявил конкурс на лучшую работу.

Первый конкурс завершился ничем, и опять в неитальянских источниках серьёзная неточность по этому поводу. Антонио да Понте выиграл именно второй конкурс, в 1587 году, неожиданно для всех предложив копию того самого первого деревянного моста Понте-делла-Монета. Круг истории города замкнулся.

В 1591 году новый каменный Риальто, наконец-то, построили. Скептики не верили в живучесть постройки и прогнозировали скорое обрушение. «Не место мостам на Гранд-канале!» — заявляли венецианцы и продолжают заявлять до сих пор.

Реклама

Впрочем, за пять веков к Риальто всё-таки привыкли и ругают не так сильно, как три других моста Венеции на Гранд-Канале. И он всё так же многолюден и наполнен продавцами и покупателями (туристами).

Продолжение следует…

Реклама