Что такое айсберги и чем они полезны?

Реклама
Грандмастер

Ну какая в айсбергах может быть польза? Они опасны для навигации! Там, где дрейфуют айсберги, корабли ходят с большой осторожностью, от опасности их спасают только радиолокаторы. А иначе недалеко и до беды, вспомним хотя бы про «Титаник». Так какая же польза нам от айсбергов?

Айсберг — это свободно плавающий в океане огромный обломок льда. В Северном полушарии айсберги (ледяные горы — от немецкого Eisberg) — осколки ледников Гренландии. В Южных морях айсберги появляются из шельфовых ледников Антарктиды.

Если нет выбора и корабль должен пройти недалеко от айсберга — надо стараться обойти ледовую гору в 2−3 милях, не ближе. Его подводная часть может пробить корпус корабля даже в 300−500 метрах от поднимающейся над водой части.

В год в антарктических водах появляется около 2200 куб. км айсбергов. Живут айсберги в среднем около двух лет.

Реклама

В наше время существует служба перемещения айсбергов — у берегов Ньюфаундленда располагаются нефтяные платформы. Небольшое судно «Викинг» (4600 тонн водоизмещения), когда, по данным спутниковой съемки, платформам угрожает опасность, подходит, зацепляет за айсберг толстый полипропиленовый канат и отводит глыбу в сторону, чтобы она не повредила платформу.

Какая же от айсбергов польза? А вот какая…

Айсберги состоят из пресного льда. Когда они медленно растворяются в океане, по их маршруту в полосе менее соленой воды с удовольствием размножаются микроскопические водоросли (фитопланктон), которые служат основанием пищевой цепочки. Сначала фитопланктон, потом микроскопические рачки, потом рыбы, морские животные, питающиеся рыбой и рачками криля.

Реклама

Кроме того, есть множество проектов по использованию пресной воды из айсбергов.
С середины XIX века в Чили научились транспортировать небольшие айсберги на север страны, в город Вальпараисо. Ледниковая вода востребована для производства пива.

Реклама

В середине XX века (с 1949 года по начало 1950-х) в США существовали проекты по транспортировке айсбергов в качестве источников питьевой воды в район Южной Калифорнии.

В 1970−1980 годах французские ученые Жорж Мужен (Georges Mougin) и Поль-Эмиль Виктор (Paul Emile Victor) проводили теоретические изыскания и компьютерное моделирование транспортировки айсберга весом около 7.000.000 тонн до Канарских островов от берегов Ньюфаундленда. Моделирование показало, что для существующих технологий такая транспортировка продлится примерно полгода (141 день), при этом доставленного льда достаточно для 35.000 людей примерно на год.

В 2009 году исследования были возобновлены. Партнерами французов стала

Реклама
Саудовская Аравия. Однако проект транспортировки айсбергов с целью орошения сельскохозяйственных земель и в качестве питьевой воды не дошел до практического воплощения — очевидно, экономически такое пока не слишком выгодно. Или кажется рискованным.

Айсберги представляют опасность для судоходства. Но при этом в случае сильного шторма небольшие суда могут спрятаться от волнения и ветра за айсбергом, который в таком случае играет роль массивного волнолома.

Реклама

Большие айсберги в Арктике и Антарктике используют для размещения зимовочных станций. Это намного надежнее, чем на дрейфующих льдинах. В Антарктике вообще есть ледяной остров Флетчера, на нем уже много лет находится научно-исследовательская высокоширотная станция. Айсберг, севший на мель в высоких широтах — отличное место для размещения базы зимовщиков.

На самом деле, айсбергов рождается гораздо больше, чем нам в настоящее время необходимо. Вот, например, в 2010 году в 1700 км к югу от Австралии со спутников был обнаружен айсберг, получивший название В7 В, размерами он тогда был 19×8 км. По расчетам, первоначальный размер этого айсберга составлял 400 кв.км. На то, чтобы продрейфовать от Антарктиды так далеко, у него ушло около 10 лет. Все эти годы он мог бы служить базой для исследователей.

Реклама

Очевидно, это просто не было нужно. Совершенно не изменяя экологическое равновесие, технически и в наше время люди могли бы перетаскивать к засушливым берегам айсберги размерами в несколько кубических километров — это позволило бы окультурить огромные территории. И вышло бы это не слишком дорого. Просто на такое сегодня нет спроса.

Людям хватает электричества для опреснения морской воды. Айсберги у берегов пустынь Австралии, Африки, Аравии пока не имеют спроса. Но не будем спешить — возможно, через несколько лет появится и спрос, поживем — увидим.

Реклама