Ведь правда в том, что мы, люди, существуем секунды, если считать в процентах от времени всего существования Земли. Медленно и неуклонно двигаются континентальные плиты, сталкиваются друг с другом, создавая в месте соприкосновения высокие горы. Потом из-за ветровой эрозии горы постепенно рушатся. Возникают и ползут по земле ледники, уровень океана то повышается, то понижается.
Мы относительно недавно узнали самый факт того, что это происходит. Но мы совершенно не знаем, почему это происходит и что произойдет дальше.
Лично я совершенно не верю в «глобальное потепление» в той форме, в которой эта идея распространяется сейчас. Дескать, человечество, сжигая слишком много углеводородов, насыщает атмосферу углекислым газом и из-за этого на Земле повышается температура.
Однако следует признать, что в последние несколько сот лет, с момента окончания крайнего малого оледенения, температура на Земле постоянно понемногу повышается.
Да даже вспомните роман Мэри Мейп Додж «Серебряные коньки» про жизнь в Голландии лет, примерно, 200 назад. Ведь тогда в Голландии зимой каналы промерзали настолько, что ледяные трассы в зимние месяцы соединяли города Нидерландов, расположенные возле каналов. А ведь для этого необходима стабильная температура не меньше -10 градусов, скорее — даже ниже.
А теперь подумайте, как назовут современные голландцы зиму, во время которой их каналы перемерзнут настолько, что по ним можно будет безбоязненно кататься на коньках? Ведь когда сколько-то лет назад в соседней Германии зимой ненадолго ударили «морозы» градусов в -10−15, это был для них дикий ужас, люди страшно мерзли, были погибшие от холода, а по весне оказалось, что из строя вышла примерно треть всех автомобильных дорог.
Так что следует признать, что за последние несколько сотен лет климат стал значительно мягче, теплее. Возможно, тенденция повышения температур будет продолжаться еще некоторое время. Что же тогда случится с человечеством?
При сохранении тенденции к потеплению начнут таять земные ледники, в том числе ледники антарктического щита и
Все, что покрашено глубоким зеленым, скроется под водой, а светло-зеленое станет прибрежными районами. Казалось бы, немного, всего до 20% территории суши. Огромные низменности, в Бразилии (свыше 5 млн кв. км), в Восточной Сибири (около 5 млн. кв. км), Ла-Платская низменность в Южной Америке, значительная часть Китая, Индии, страны Океании и Юго-Восточной Азии.
Небольшие приморские европейские государства тоже исчезнут. Голландия,
Все государства мира не исчезнут, для очень многих стран лишь изменится береговая линия.
Однако при таком повышении уровня моря, ввиду ожидаемого изменения климата, вполне возможно, станут обитаемыми ныне безлюдные территории России, Китая и Австралии. Население из затопленных районов Европейской части России сможет перебраться на равнины Сибири, в России достаточно места, чтобы разместить все население страны. К тому же при потеплении районы с возможностью ведения сельского хозяйства сильно продвинутся на север.
А еще освободятся от ледяных щитов огромные территории Антарктиды и Гренландии, чья общая площадь превышает 10 млн. кв. км. И эта территория совершенно не обследована людьми. Так что месторождения, что в ней лежат, смогут послужить человечеству. В общем, получается отличное возмещение. Там потеряли территории, тут приобрели намного больше.
Но с проблемами, которые возникнут при полном стаивании ледников Гренландии и Антарктиды будут разбираться наши дальние потомки через несколько сотен или даже тысяч лет. А вот нам и нашим детям и внукам, кажется, придется расхлебывать результаты того повышения уровня океана, которое происходит в наше время.
Ведь, по расчетам ученых, за текущий век уровень океана повысится на 0,5−3 метра. А это вовсе не так мало, поскольку даже повышение уровня моря всего на 20 см превратит в беженцев многие сотни тысяч человек. В одной только Нигерии лишатся жилья свыше 740.000 человек. Кроме того уйдет под воду целый ряд приморских городов, в том числе и в Юго-Восточной Азии,
Это ожидается уже завтра, и это не спекуляции на тему о том, что, наверное, произойдет через века — это уже есть. И эти сотни тысяч и миллионы людей в ближайшее время начнут исход из затапливаемых островных государств и прибрежных городов. В Россию они вряд ли поедут, а вот их соседям уже надо начинать беспокоиться.