Может переехать и обычный дом, что тут такого. Прецеденты есть. В США в 1870 году даже фирма открылась — по перемещению домов в различных городах страны. И работала она, не имея недостатка в заказах, вплоть до 1932 года — до самой Великой Депрессии.
А самый первый задокументированный случай переноса строения с места на место произошел в Болонье, где Аристотель Фиораванти в 1455 году переместил колокольню «делла Маджоне» в сторону от места первоначальной постройки на 13 метров. Место понадобилось городскому совету для постройки административного здания. Архитектор был награжден за свою работу, ему присвоили звание старшины ложи каменщиков Болоньи и назначили пожизненную пенсию.
Канал National Geographic совсем недавно показывал в серии «Невероятная техника» передачи о том, как в Австралии и в США не только небольшие сельские строения, но и многоэтажные городские дома отсоединяют от фундамента, подпирают снизу системой домкратов, подсовывают под приподнятый дом систему брусьев — и перетягивают его на большой трейлер. Ведь домкратам не тяжело держать вес дома. Если их несколько десятков. А затем трейлер с домом медленно и осторожно переезжает на новое место. Иногда за несколько сот километров.
Увы, строительство давно уже из высокого искусства превратилось в ремесло производства жилой площади или офисных помещений. С такими домами не церемонятся.
В городах многоэтажки в наше время обычно просто рушат, технологии строительства отработаны и проще взорвать старый дом и на освободившемся месте построить новый, чем пытаться его передвинуть.
А лет 50 назад ситуация была иной. Тогда каждый дом был отдельным оригинальным проектом, здания были произведениями искусства, наверное, потому их и пытались сохранить для потомков. Даже когда города подвергались модернизации и перестраивались.
Самые массовые работы по перемещению больших городских домов происходили в Москве, в 30-е годы. Там был задуман и в основном реализован Генеральный План реконструкции Москвы, согласно которому прокладывались новые улицы, широкие и прямые. Кроме этого Генплан реконструкции, принятый в 1935 году, предполагал расширение целого ряда магистральных улиц за счет сноса и переноса некоторых зданий.
В 1936 году специалисты Метростроя получили задание создать специальную контору для переноса домов. Вначале было перенесено 6 небольших домов, а затем стали передвигать большие объекты. С 1936 по 1941 год в Москве было передвинуто 23 крупных каменных дома.
Почему так много? Город считался второй столицей
Вот какие дома переезжали.
Дом на улице Серафимовича, бывший ранее угловым, оказался перемещен вглубь своей же улицы. Номер этого дома был 5, а стал 16. Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал» про это перемещение:
…Поищите за углом
И найдете этот дом…Реклама
Несколько домов переезжали и на Тверской (ул.Горького).
Вот здание Моссовета.
В этом доме до революции была городская Дума (и теперь там тоже Московская Дума размещается). По плану реконструкции здание переехало всего чуть более чем на 13 метров, оно раньше слишком выдавалось вперед, перегораживая улицу.
Офтальмологическая клиника тоже была перевезена.
Клиника находилась на углу ул. Тверской и переулка Садовских, в 1940 году здание «вдвинули» с Тверской улицы (ул. Горького) вглубь переулка и развернули фасадом в переулок. Сохранились фотографии и киносъемки этого процесса. Во время перемещения здания клиника продолжала работать, пациенты в нее попадали, пройдя по временным деревянным мосткам, положенным поверх рельсов, по которым двигался дом.
Саввинское подворье, часть бывшего Савво-Сторожевского монастыря. Было построено в 1907 году в стиле модерна и барокко, в псевдорусском стиле. Его было решено сохранить, а не рушить. Ранее оно выходило на Тверскую, решили перенести здание вглубь квартала. Дом был передвинут ночью 4 ноября 1938 года. Отселение жильцов не производилось.
Некоторые строения просто перемещались вглубь квартала, некоторые при этом еще и поворачивались. Некоторые делили на части, при этом одна часть сдвигалась в одном направлении, другая — в другом, и, вдобавок, тоже поворачивалась.
Это в наше время подход к архитектуре иной, потребительский. Построили, вселились, пожили. Потом пришли новые хозяева, выселили жильцов и взорвали старый дом, чтобы на его месте построить что-то еще более шикарное. Кто-то называет это прогрессом…