Чем объясняется это несоответствие и какие еще существуют различия между католической и православной церквями? Об этом я собираюсь рассказать в статье.
Празднование Рождества по разным календарям
Православная и католическая церкви некогда были едины. Разделение между ними произошло в 1054 г. н.э. В период единства церкви в богослужебном цикле следовали юлианскому календарю. Юлианского календаря христианское духовенство продолжало придерживаться и после разделения церквей, вплоть до конца XVI века.
Название «юлианский» произошло от имени принявшего его в 46 г. до н. э. императора Юлия Цезаря. Принятие христианской церковью юлианского календаря произошло на 1-м Вселенском Соборе в 325 г. н.э.
С разделением церквей укрепился авторитет Папы римского в католической ветви христианства. И в 1582 году Папа Григорий XIII, поддерживаемый орденом иезуитов, произвел реформу календаря, который впоследствии стал называться «григорианским».
- Решение было принято 4 октября 1582 года, после чего в явочном порядке согласно новому календарю наступало 15 октября, вот откуда взялось расхождение.
Попытка перейти к общему для христиан календарю состоялась в начале ХХ века. В 1923 г. на Совещании Православных Церквей в Константинополе решено было перейти на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Русская православная церковь на этом совещании не присутствовала, а попытка Патриарха Тихона позднее ввести григорианский календарь в церковные богослужения в России не получила поддержки.
Таким образом, Русская православная церковь продолжает придерживаться юлианского календаря, и согласно ему дата празднования Рождества остается 25 декабря, но в это время — согласно григорианскому календарю — наступает уже январь.
Кроме России, старого стиля придерживаются на Афоне, в Сербской и Иерусалимской церквях, в Грузинской церкви и польском православии.
Другие различия
Кроме следования различным календарям, есть ряд других различий меду западными христианами-католиками и православными.
Наверное, многие знают о том, что в католической традиции не принято поклонение иконам. Или о том, что крестятся, налагают крестное знамение, католики и православные по-разному: католики — слева направо и всеми пятью пальцами, православные — справа налево тремя пальцами.
Разница есть и в церковной организации.
Католическую церковь отличает строгая иерархия. Существует один верховный епископ, им является Папа римский, он глава всей церковной власти.
В православной церкви нет единого верховного епископа, существует несколько автокефальных (самостоятельных) церквей, во главе которых стоит предстоятель: патриарх, митрополит или архиепископ. Предстоятели поместных церквей не подчиняются один другому.
Исходя из принципа иерархичности и верховенства Папы римского, логичным выглядит наличие у католиков учения о «непогрешимости Папы». Это означает, что когда Папа римский с церковной кафедры излагает какой-либо догмат, церковный постулат или богословскую сентенцию — его слово является непогрешимым, то есть истиной. Если решение в католической церкви принято собранием, то без утверждения его Папой оно не имеет силы.
В православной церкви решения не утверждаются единолично каким-либо иерархом. Окончательные решения утверждаются Собором епископов.
Различие имеется в видении церковных событий.
Православная традиция признает только 7 Вселенских соборов, проходивших в промежутке между 325 и 787 гг. н. э, ими были приняты основополагающие каноны и догматы вероучения, преодолены ереси арианства, несторианства, Македония и иконоборчества, выработаны основные правила церковного управления.
В католической традиции Вселенскими соборами считаются Соборы, проходившие с IV по XX века, всего их насчитывают 21.
Различия в богословских догматах — это различие в тексте Символа веры, окончательный текст которого был утвержден на Втором Вселенском соборе в 381 году. Но позже, в 589 году, на местном Соборе испанской церкви было принято добавление, filioque, в тезис о Святом Духе. Это сейчас принято всей католической церковью.
Католической церковью принят также не существующий в православии «догмат о непорочном зачатии». А также еще очень важное догматическое отличие — учение о чистилище. Согласно этому учению для человека после смерти существуют три возможных состояния: рай, ад и чистилище. Чистилище — промежуточное положение между блаженством и муками.
Есть различия в основном богослужении, мессе у католиков и литургии у православных. Но они несерьезны, особенно если сравнивать литургию и мессу греко-католического обряда. Основные отличия относятся к таинствам причастия и миропомазания.
В католической церкви мирян причащают только хлебом (одним видом), в православной церкви и миряне, и священники причащаются хлебом и вином (двумя видами). В католической церкви во время богослужения используется пресный хлеб (гостия), у православных литургия совершается на квасном хлебе (просфора).
В католической церкви только что крещеных младенцев не причащают и не миропомазывают. Причащать начинают с 7−8 лет, а миропомазание, конфирмация, совершается еще позднее, примерно в 12 лет.
Требования к священнослужителям тоже различаются.
В православной церкви священник может состоять в браке, таких служителей условно называют «белым духовенством». Также есть священники-монахи, принявшие постриг и давшие обет безбрачия, «черное духовенство».
Согласно римско-католической традиции, священнослужитель не может состоять в браке.
Таковы в целом основные отличия между западным и восточным христианством. К западной христианской церкви относится также протестантизм, который возник в XVI веке в результате Реформации католической церкви. Это направление имеет отличия и от православного христианства, и от католичества.