Сам термин «
История саней насчитывает несколько тысячелетий. Археологи датируют первые волокуши II веком до нашей эры. На Руси сани ценились больше колесного транспорта. До XVII века царственные особы для парадных выездов использовали их даже летом. В болотистых губерниях сани летом были гораздо удобнее колесных повозок.
Это был и ритуальный транспорт: свадьбы, похороны не обходились без них. Невеста в церковь и в дом молодого мужа обязательно ехала на санях. Интересно, что существовало множество обрядов, связанных с поездками на этом виде транспорта. В некоторых губерниях сват, управлявший санями во время поездки на сватовство, останавливал лошадь за околицей, чтобы провести обряд. Он обходил сани и кнутом бил по следу полозьев, «отсекая неудачу».
Катание стало главной зимней забавой после Указа Петра I о переносе празднования нового года с сентября на январь. Зимние праздники продлились, и появилась возможность продлить катание. А уж Масленичные гулянья без них и представить себе невозможно.
В городах и деревнях к празднику строили ледяные горки. Малые дети съезжали с них на чунках, детских санках. Во время гуляний к ним присоединялись и взрослые. С масленичными катаньями с горки связано множество примет. По длине пути гадали на урожай льна, а катание молодоженов пробуждало чадородие. Холостые присматривались к юным девушкам, чтобы за недолгое время, когда молодые люди оставались наедине, использовать для признания в любви.
Популярными были катания на больших санях, когда десяток молодых парней и девушек садились в сани, украшенные лентами и бубенцами. Экипажем управлял рулевой. Такие катания продолжались несколько часов, прерываясь на застолья. Подобные катания устраивали на Масленицу, так катал невесту с подружками жених перед свадьбой.
Сани для царственных особ поражали роскошью. В 1770 году, во время приезда Генриха, брата прусского короля, Екатерина II устроила маскарад в Царском Селе. Из Петербурга императрица, гость и шестнадцать придворных особ выехали в огромных санях, отделанных внутри и снаружи двусторонними зеркалами. Это создало невиданный ранее динамический эффект. За ними двигался поезд из двух тысяч саней, седоки которых были в костюмах домино.
С начала XX века санки пытались механизировать. Первую конструкцию саней с механическим двигателем придумал русский инженер
Сани модернизируют до сегодняшнего времени. Они не теряют популярности и по-прежнему остаются любимой зимней забавой детворы, а также востребованным и удобным транспортом для малышей.