Она и была создана. Название группы «Group d’Etudes et de Recherches Sous Marines» можно перевести на русский язык так: «Группа изучения и изысканий под водой». Возглавил ее талантливый морской офицер Филипп Тайе. Основой ее стали Кусто, а, впоследствии, Дюма и другие добровольцы.
Но разминирование дело временное. В мирные годы основным детищем Тайе со товарищи стала подводная археология.
В 1948 году Филипп Тайе начинает экспедицию на место кораблекрушения «Махдии», корабля, который был найден в 1907 году, частично разграблен в 1908 и исследован 1913 году. Как позже выяснилось, недостаточно исследован. Несмотря на то, что исследования проводились в течение пяти сезонов, тогда удалось извлечь только малую часть предметов, представляющих археологическую ценность.
Однако даже то, что было извлечено, стоило затраченных усилий. Античные статуи из мрамора и бронзы, мебель, посуда, домашняя утварь… Сейчас все это занимает шесть залов тунисского музея Алауи.
И вот, спустя 35 лет, в порт Махдия пришел корабль французских ВМС «Эли Монье». На борту корабля находилась группа водолазов, возглавляемая Тайе. К своему удивлению, аквалангисты обнаружили, что все ранее извлеченные предметы были просто сняты с верхней палубы, а трюмы внутри так и остались набитыми произведениями античного искусства.
Клад, поднятый с морского дна у африканского побережья, помимо огромной научной ценности, имел особое значение. Во-первых, практически нетронутый клад был столь же важен для археологов, как открытие древних Помпей, а, во-вторых, он знаменовал первое использование автономного погружения для нужд подводной археологии.
Приобретенный опыт позволил Тайе начать в 1957 году раскопки кораблекрушения римского корабля 1 века до н.е. «Титан».
Место кораблекрушения «Титана» находится на глубине 27 и 29 метров на краю острова Леван. Впервые в истории подводных раскопок была создана схема места кораблекрушения и фотографии подводных залежей. Каждый извлекаемый предмет фиксировался относительно системы координат на дне.
Было поднято более семисот амфор разного вида, изделия из черной керамики, секрет изготовления которой утерян, многочисленные предметы обихода, монеты. Впервые было изучено строение корпуса корабля. С этой целью его полностью разрезали на части.
Приблизительно в это же время и у берегов того же острова Тайе впервые погружается на месте гибели корабля «Слава России», затонувшего в 1780 году. Планомерные раскопки начинаются только в 1980 году. 75-летний Тайе все еще руководит работами, как всегда полон энтузиазма, по-прежнему погружается в морские глубины.
Были извлечены пушки, ружья, древние иконы, монеты, корабельные инструменты. Но истинная ценность найденного не заключается в отдельных предметах, пусть даже из золота, а в том обогащении человечества, которого можно достигнуть, вдумчиво изучая весь комплекс находок.
В последние годы жизни Тайе жил и работал в двух шагах от виллы Жюля Верна, автора книг о капитане Немо. Это более чем простое совпадение. Тайе шутил: «Жюль Верн умер в 1905 году, а я в этот год родился». Сам он умер 26 сентября 2002 года, прожив 97 лет.
Правительство Франции и мировая общественность высоко оценили его вклад в науку и спорт. Он награжден многими правительственными наградами, является членом многочисленных научных обществ, ассоциаций и комитетов.
Но самую большую награду в жизни ему подарили воды теплого Средиземного моря — свою холодную глубину, немыслимые красоты подводного мира и верных товарищей.
Поэтому в возрасте 94 лет он все еще погружался. Сын Кусто, Жан-Мишель вспоминает, как Тайе, отмечая свой день рождения, нырял с аквалангом. Тайе намеревался понырять и на свое 95-летие, но врачи не пустили его.
И все же он встретил знаменательную дату под водой. Он просто удобно устроился ниже уровня воды в «акваскопе» — кабине для подводных наблюдений. Жан-Мишель высказал пожелание понырять вместе с Тайе в его столетний юбилей. Однако тот отшутился в своей всегдашней манере, он сказал: «Но, Жан-Мишель, может быть тебя уже не будет в живых!».