Кто научил Кусто нырять?

Реклама
Грандмастер

Рыба ищет, где глубже, а человек — где рыба. Это известное изречение Жака-Ива Кусто вполне применимо к Филиппу Тайе.

Два года учебы в Высшем военно-морском училище позволили Филиппу солидно пополнить знания по астрономии и навигации, океанографии и морской истории, устройству кораблей и артиллерии. Все это совмещалось с постоянными практическими занятиями по управлению парусом, греблей, морской сигнализацией и традиционным вязанием узлов.

И, наконец, выход в открытое море на учебном корабле «Жанна Д’арк». Мадейра, Дакар, берега Африки, бескрайние просторы Атлантики, Карибское море. Но в памяти осталась и бесконечная изнуряющая работа по погрузке угля в пыли, духоте и жарище. Впрочем, только пройдя через это, люди становятся настоящими моряками.

Реклама

По окончании училища в октябре 1927 года Тайе вступает на борт старой развалины, судна «Жан Барт» в Тулоне. Служба монотонная, больше похожая на дремоту, какой-либо энтузиазм полностью отсутствует.

Деятельный Филипп пытается бороться со скукой всеми доступными средствами. К примеру, чтобы покинуть корабль, он прямо с палубы нырял в воды порта. Чтобы попасть в комнату, которую он снимал в городе, он не пользовался, как все люди, дверью, а забрасывал на балкон цепочку с якорьком на конце, и… оп, он уже наверху. Что с него возьмешь, молодость!

К счастью, такая надуманная романтика быстро окончилась. В течение последующих пяти лет он сменил семь кораблей, и каких кораблей! Крейсеры, миноносцы, минный заградитель. Отличные знания, богатый опыт позволили ему быстро продвигаться по службе. 1 августа 1933 года он был направлен на авиационный транспорт «Капитан Тест», где последующие четыре года занимался исследованиями системы противобортовой качки.

Реклама

Между делом он, повинуясь веяниям того времени, построил маленький одноместный самолет. Однако первое же испытание закончилось неудачей, самолет рассыпался при посадке.

Вскоре его опять перевели в Тулон, офицером-инструктором на судно «Кондорсе». Все свободное время вне службы он посвящает морю. Он увлекся подводной охотой.

Люди, даже очень далекие от дайвинга, даже не знающие этого слова, знают имя Жака-Ива Кусто. Но не все знают, что как раз Тайе научил Кусто нырять. Да, да, именно Тайе впервые открыл Жаку-Иву красоту подводного мира.

Впервые они познакомились в 1936 году, но первая встреча была формальной. Кусто хотел стать морским летчиком, но неожиданная автокатастрофа перечеркнула ему дорогу в небо. Врачи хотели ампутировать ему руку, Кусто категорически отказался.

Реклама

После нескольких месяцев, проведенных в больнице, Кусто был направлен на службу в Тулон. Ему надо было много тренироваться, разрабатывать руку, и Тайе предложил совмещать приятное с полезным — укреплять руки плаванием.

Филипп был уже довольно опытным подводным охотником, плавал с простенькими защитными очками, трубкой, сделанной из резинового шланга и примитивными ластами.

Особенности нашего зрения не позволяют видеть под водой так же ясно, как на суше. Надо либо применять специальные корректирующие линзы, либо оставлять между глазом и водой небольшую прослойку воздуха. Герметические очки Филиппа Тайе как раз и были такими.

Для Кусто же отношение к плаванию было чисто поверхностным. Да, он любил купаться, как и все мы, но не более. Снаряжение для подводной охоты было и вовсе незнакомо ему. В плавании он видел только средство для укрепления мышц. Морская вода разъедала ему глаза и этим раздражала.

Реклама

Однажды, чтобы уберечь глаза от морской соли, Жак-Ив тоже надел защитные очки Филиппа. То, что он увидел под водой, ошеломило его. С этого момента он решает посвятить свою жизнь проникновению в морские глубины.

Пятилетняя разница в возрасте не помешала им стать друзьями. Они плавали вместе каждый день и вскоре стали лучшими пловцами и подводными охотниками Тулона. Будучи прирожденным лидером, всегда стремящийся делать все обстоятельно, ученик вскоре превзошел своего учителя, и в этом заключалась особая радость и гордость Филиппа Тайе.

Реклама