При получении разрешения они платят немалую пошлину, около 250 долларов. И хотя каждый год один или даже несколько альпинистов, поднимаясь к вершине, погибают, количество желающих своими ногами подняться на высоту 8844,43 метров не уменьшается.
Эверест был едва ли не последним «белым пятном» на карте нашей планеты. То есть были и другие места, куда нога человека не ступала. Такие места находились и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки. Однако принципиальных трудностей в том, чтобы в эти места попасть, уже не было. Понадобится — доберемся!
А вот подъем на самую высокую вершину Земли без преувеличения был сравним с походом пешком в космос. На вершине, как в космосе, очень холодно. И при этом там дикое солнце, сжигающее сетчатку и обжигающее кожу. Не хватает кислорода. И почти всегда сильнейшие ветры. К тому же, попробуй еще до этой вершины добраться.
Именно из-за того, что высота Джомолунгмы превышала восемь тысяч метров, многие альпинисты считали подъем на нее невозможным. Словно пешком в космос идешь! Атмосферное давление здесь втрое ниже, чем у поверхности земли — 35.6 килопаскалей, или 267 мм рт. ст. Воздух при этом так разрежен, что невозможно обходиться без кислородного аппарата. Природа будто сходит с ума: вода закипает при температуре ниже 100 градусов.
Многие врачи опасались, что из-за пониженного атмосферного давления кровь альпинистов закипит при температуре человеческого тела и смельчаки неминуемо погибнут. Да и прочие условия абсолютно исключают какую-либо человеческую деятельность. Температура воздуха — около 60 градусов мороза, скорость ветра — 200 километров в час, дикое ультрафиолетовое излучение сжигает кожу и сетчатку глаз.
Хотя многие альпинисты считали, что вершина, практически поднявшаяся в стратосферу, недоступна, все же в начале ХХ века ее начали штурмовать. Поскольку правительство Непала разрешения на восхождение не давало, поднимались на гору с северной, тибетской, стороны.
В 1921 году английская военная экспедиция совершает первое, разведывательное, восхождение. Весной 1921 года три человека, английские альпинисты, впервые поднимаются выше 8 километров. Оказывается, и здесь можно выжить.
Более того, через год один из восходителей, майор Э. Нортон, поднимается на высоту более 8500 метров без кислородной маски. А 8 июня 1922 года два его товарища, Дж. Меллори и Э. Ирвин, погибли, достигнув высоты более 8600 метров. В 1933 году на высоте 8450 метров нашли ледоруб Ирвина, а в 1999 году — вмороженное в снег тело Меллори. Многие предполагают, что они достигли вершины и погибли уже при спуске.
Штурм высочайшей вершины мира продолжался с перерывом на Вторую мировую войну. И вот 29 мая 1953 года новозеландский альпинист Э. Хиллари и местный житель шерп Тенцинг Норгей поднялись на Эверест.
И все равно ту часть Джомолунгмы, которая возвышается над уровнем 8000 метров над уровнем моря, называют «зоной смерти». В этой зоне следует рассчитывать только на себя. Во-первых, того, кто по тем или иным причинам не может двигаться, вряд ли найдут. Во-вторых, если даже найдут, вряд ли помогут. У всех силы на исходе. Те, кто идут наверх, не хотят отказаться от восхождения. А у тех, кто уже спускается, элементарно нет сил.
Поэтому совсем не обычной новостью стало сообщение, переданное информационными агентствами в мае 2012 года: 24-летний израильский альпинист Надав Бен-Йегуда помог спасти раненого альпиниста из Турции, отказавшись от собственной мечты покорить самую высокую вершину планеты, хотя он находился всего в 300 метрах от цели. При этом была оказана помощь еще двум альпинистам: из Великобритании и из Грузии.
Склоны Эвереста постепенно превращаются в некрополь. Согласно грустной статистике, на конец 2016 года при восхождении на Джомолунгму погибли 282 человека. Тела погибших альпинистов продолжают лежать там, где их застала смерть. При тамошних погодных условиях трупы не разлагаются и лежат вдоль пути, по которому поднимаются следующие альпинисты. Иногда их используют в качестве ориентира: «зеленые ботинки», «красная куртка»… Некоторые тела сносит ветром или ледопадом на другое место.
Как видим, подъем на Джомолунгму до сих пор смертельно опасен. Но это не убавляет притягательности самого высокого пика планеты. Можно наверняка сказать, что пока вершина восьмитысячника буравит небо, число энтузиастов, желающих ее покорить, не уменьшится.
В альпинизме не дают золотых медалей, как в других видах спорта. Но для любого альпиниста подъем на Эверест — достижение, не сравнимое с получением какой-то там медали. Для многих это — заветная мечта и цель жизни, а для некоторых — цена жизни.