Думаю, мало таких людей, кто хотя бы раз не играл в шахматы. Кому-то они понравились, кому-то не очень. Я тоже играл в шахматы, — даже ходил в кружок, иначе это не назовешь, — но каждому свое, и я вскоре бросил игру в шахматы как очень статичную. Но спустя некоторое время в одной книге, не помню ее названия, натолкнулся на довольно интересный вариант игры с шахматами с элементом случайности. После этого у меня и пробудился сильный интерес к этой игре, а точнее, к ее модификациям и, соответственно, возможностям их изменений.
Вариант I.
Собственно, это тот самый вариант игры, с которого все и началось; в ходе игры выяснилось, что он до конца не доработан, и ряд ситуаций приходится решать самим игрокам.
Суть, как и у всех остальных игр подобного жанра: требуется поставить мат противнику, фигуры ходят как в классической игре, однако помимо фигур на доске используются карточки случайности. В начале игры каждому из игроков раздается по пять таких карточек. Во время своего хода игрок может сделать обычный ход и воспользоваться карточкой, или же воспользоваться двумя карточками. Карточек немного, так что разнообразия большого не получается, однако играть все равно интересно. После того как все карточки у игрока закончатся, он снова берет пять карточек из оставшейся колоды. Воздействия карточек распределяются на конкретные координаты нейтральной части игрового поля, т. е. на 3, 4, 5, 6 строки доски.
Карточки, используемые для игры: 10 карточек, останавливающих фигуры противника на 3 хода (координаты: A3, A6, C4, C5, D3, E5, F4, F5, H3, H6), 6 карточек-катапульт, перебрасывающих на 3 шага по направлению хода вперед, при этом, если на конечной клетке стоит фигура, она сбивается с доски (координаты: A4, B6, D5, E3, F5, G4) и 4 карточки, уничтожающие фигуры противника (координаты: B4, B5, G4, G5).
В оригинале каждая карточка имела свое красочное название («Тюрьма», «Гора на пути», «Волчья яма» и т. д.) с небольшим пояснением, что происходит с данной фигурой на этой клетке шахматного поля.
Вариант II.(Ледниковые шахматы)
Забавный вариант классических шахмат. Конечно, отнести его к играм с элементом случайности нельзя ввиду того, что его здесь просто нет, но это один из моих любимых видов этой игры. Если честно, то играю я в нее плохо, больше всего мне нравится собирать правила, выявлять из них самое лучшее, составлять свои варианты игры, и не только варианты.
Но это слишком большой шаг в сторону… собственно, об игре. Расстановка фигур и способ хода фигур по сравнению с классическим видом не изменены. Шахматное поле на линиях 3, 4, 5, 6 заполнено льдом, лед воспринимается как фигура, являющаяся препятствием, и может быть сбита, соответственно, пешкой по диагонали, а остальными фигурами по направлению их хода. Каждые двадцать ходов наступает ледниковый период, и все свободные от фигур клетки, кроме тех, что окружены по вертикали и горизонтали (окружить можно только одиночные клетки), заполняются льдом, при этом любая фигура, вокруг которой нет никого, замораживается и становится ледяной глыбой, которую может сбить только король. Цель: заморозить короля противника. Если оба короля будут заморожены одновременно, то объявляется ничья.
Вот такой вот вариант игры, ничего особенного в нем нет, однако, стоит в него поиграть, и он сразу увлекает.
Вариант III.(«Шахматы Бегемота» или «Шахматы с Бегемотом»)
Это действительно вариант со случайным фактором. Игра ведется по классическим правилам, единственное изменение — это присутствие одной фигуры, имеющей название, как вы уже догадались, «Бегемот»: размещается она на клетке D4, чтобы лишить ее возможности первым ходом сбить какого-либо короля. Эта фигура не принадлежит ни одному из игроков, и ее нельзя сбить. В конце хода черных бегемот делает ход, направление выбирается случайно, бегемот ходит как ферзь, длина хода 1−4 клетки тоже выбирается случайно. Если для хода бегемота не хватает клеток, то ход продолжается на противоположной стороне доски, закольцовывая ее. А теперь самое неприятное: совершая ход, бегемот сбивает все фигуры, стоящие на его пути.
Цель игры — поставить мат королю противника или же дождаться, пока того собьет бегемот; если же бегемот ходом сбивает обоих королей, объявляется ничья.
Я представил вам всего три варианта этой древней игры, однако это не все возможные варианты, так что не спешите делать выводы по поводу статичности игры, хорошенько ее не узнав. Ведь даже такая простая на вид игра, как крестики-нолики, не ограничивается полем 3×3.