Побуждением к написанию этой статьи явилась фраза: «Смотрите — он словно стреляет!» — брошенная одним человеком фотографу.
Увлекаясь в течение множества лет любительской фотографией, я даже не задумывался, что для качественного снимка необходимо использовать приемы, которые использует стрелок.
Но годы службы в Советской Армии и занятия по стрельбе из различных видов оружия, как ни странно, наложили отпечаток и на мое искусство фотографирования. Служба осталась в истории тридцатилетней давности, а вот часть общих приемов стрельбы, приобретенных за годы службы, я по сей день использую в фотографировании объектов.
Каждый фотограф желает получить четкую фотографию достаточной глубины резкости, а каждый стрелок желает получить отличный результат, попадая в цель.
Фотограф, выбрав экспозицию, как и стрелок, после выбора объекта должен учесть погодные условия. Для обоих это значимый фактор.
Один должен настроить выдержку, диафрагму и определить расстояние до снимаемого объекта, другой должен настроить прицел, для чего должен определить расстояние до объекта стрельбы. Для фотографа от точности выполнения данных мероприятий будет зависеть точность глубины планируемой и полученной резкости. Для стрелка — точность попадания.
Также фотографу и стрелку необходимо обеспечить достаточную устойчивость своего тела. Для чего используются соответствующие стойки с расставленными ногами либо другие способы: упор в рядом стоящий объект (дерево, стена, забор или др.), упор в почву либо покрытие — в положении лежа, и много других способов.
Теперь подходим к основной части при работе с инструментом — нажатие на спуск. Фотограф, как и стрелок, должен плавно нажать на спусковую кнопку. С той лишь разницей, что стрелок плавно нажимает на спусковой крючок. Причем обоим необходимо нажать так, чтобы инструмент (фотоаппарат или стрелковое оружие) остались в состоянии покоя, не дернулись. У обоих для выполнения этого условия должен использоваться один и тот же прием управления собственным дыханием.
Известно, что, когда человек дышит, то его тело производит колебания в такт вдохам и выдохам. Это связано с расширением грудной клетки при наполнении легких воздухом и, соответственно, обратному процессу при выдохе. Следовательно, если во время нажатия на кнопку фотоаппарата или спусковой крючок стрелкового оружия мы будем дышать, то снимок, как и выстрел, будет «смазанным».
Чтобы обеспечить точность, нужно выполнить ряд простейших правил по управлению дыханием. Управление дыханием сводится к остановке (прерыванию, затаиванию) дыхания. Здесь немаловажное значение играет сам момент, в который будет произведено прерывание дыхания. Лучшего результата добьются фотограф и стрелок, если они затаят дыхание на полном выдохе и при этом плавно нажмут свои заветные кнопки или спусковые крючки.
Из этого небольшого по объему рассказа видно, что фотограф и стрелок, желая получить хорошие результаты, используют общие приемы: по выбору и оценке объекта, выбору расстояния, выбору положения тела, управлению дыханием, нажатию кнопки фотоаппарата или спускового крючка.