Почему они бегут так быстро?

Реклама
Бывший модератор

С удовольствием читала я интервью с талантливыми спортсменами, которые публиковал в ШЖ Денис Мисюля. Герои этих материалов рассказывают о себе, своем пути в спорт и своем пути в спорте.

Но не я одна, наверное, читая эти интервью, задавалась вопросом — чем эти люди отличаются от нас, простых смертных? Волей и работоспособностью? Или тем, что им дано от природы? А если дано — то чего и сколько?

Возьмем для примера один из древнейших видов спорта — бег на короткие дистанции. Для древних греков это был бег на 1 стадий (192,7 м). Для современных легкоатлетов — на дистанции до 400 м. Для краткости говорить буду лишь о мужском спринте на 100 м.

Рекорды в этой области изменялись следующим образом. Первый официально зарегистрированный рекорд на стометровке отмечен на Стокгольмской олимпиаде в 1912 г. — 10,6 с (Д. Липпинкотт, США). В 1930 г. рекордом оказался результат П. Уильямса (Канада) — 10,3 с. Легендарное выступление Джесси Оуэнса (США) на Берлинской олимпиаде 1936 г. подарило миру достижение в 10,2 с. Лишь в 1956 г. этот рекорд был побит В. Уильямсом (США) — 10,1 с. В 1968 г. был преодолен рубеж в 10 секунд — на олимпиаде в Мехико Дж. Хайнс (США) прошел стометровку за 9,95 с. Этот результат улучшил в 1983 г. К. Смит (США) — 9,93 с.

Реклама

Нынешний рекорд принадлежит ямайскому спортсмену Асафе Пауэллу — 9,77 с. Такой результат этот спортсмен показывал на трех соревнованиях: в Афинах в 2005 г., в Гейтсхэде и Цюрихе в 2006 г.
Понятно, этот список неполный, здесь не отражена драматическая борьба за сотые доли секунды, развернувшаяся в 80−90-е годы прошлого века. Но и без этого понятно, что речь идет о предельно возможной для человека скорости, о грани человеческих возможностей. Хотя, надо отметить, что профессионалы, наблюдавшие за бегом Пауэлла, говорили: у него явно есть резерв скорости.

Кроме того, на олимпиаде в Токио (1964) при беге в эстафете 4×100 у замыкающего Б. Хайеса была зафиксирована вообще скорость

Реклама
исключительная — 8,9 с! Но это — эстафета, спринтер бежал с «разогретыми» мышцами. «Полет» Билла Хайеса произвел на зрителей грандиозное впечатление. От спортсмена ждали спринтерских свершений (но он сделал карьеру в американском футболе).

…Меж тем обычный молодой человек, например, собравшийся поступать в вуз, где на вступительных экзаменах необходимо продемонстрировать свою физподготовку, на «отлично» должен пробежать стометровку за 13,6 с, на «хорошо» — за 14,2 (данные — с сайта одного из специализированных вузов). Чуете разницу?!

Но почему же гении спринта в состоянии бегать так быстро?

Этим же вопросом в момент своего зарождения задалась и наука о спорте. Очевидно, что для достижения наивысших результатов необходимо научное обеспечение — на современные рекорды работают педагогика, медицина, психофизиология, биохимия, биофизика.

Реклама

Поиском ответов на заглавный вопрос и занималась, по сути, эта самая комплексная наука о спорте. Вернее, не на заглавный: ученые искали ответ на вопрос — почему некоторые люди могут бежать очень быстро? А практики добивались от теоретиков ответа на другой вопрос — как сделать, чтобы такие люди бежали еще быстрее? Об этом подробно писали в журнале «Химия и жизнь» М. З. Залесский («Марафон». 1983, № 5; «Спринт». 1983. № 7) и А. С. Мозжухин («Что может человек». 1982, № 9).

Занимаясь поисками ответа на первый вопрос, ученые довольно скоро выяснили, что практически все зависит от врожденных свойств конкретного человеческого организма. И рост, вес, характер здесь не при чем.

Реклама

Значимо другое. Например, для скорости бегуна многое определяют частота и длина шагов. Врожденным является такое свойство, как частота шагов при беге в полную силу, а длина, зависимая от длины и силы ножных мышц и их способности к напряжению-расслаблению, — свойство не врожденное.

Врожденное свойство — структура мышц. Если в них больше быстрых волокон, обладающих большой мощностью, но тратящих энергию почти мгновенно — бегуну суждена карьера спринтера. Если преобладают медленные — бегать ему марафонские дистанции. У выдающихся марафонцев в мышцах медленные волокна составляют 80−90%.

Предполагается, что именно большим количеством быстрых волокон в мышцах обусловлены преимущества в беге на короткие дистанции и прыжках спортсменов — жителей Западной Африки и их потомков —

Реклама
афроамериканцев.

Врожденное свойство — время реакции, интервал между сигналом и началом действия. Первым пробежавший стометровку за 10 секунд Армин Хари, которого постоянно обвиняли в фальстартах, на самом деле обладал феноменальной реакцией на выстрел стартера — на 0,05−0,07 с опережал соперников! Бегал Хари в конце 50-х — начале 60-х годов, технические возможности контрольной аппаратуры сейчас не дали бы обвинить этого замечательного спринтера в нечестности.

Врожденным свойством является емкость и мощность энергетических механизмов. Чтобы разобраться в этом моменте, читателю придется припомнить школьный курс биологии и химии.

Энергию мышцы получают при расщеплении аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) на аденозиндифосфорную кислоту (АДФ) и неорганический фосфат. АТФ организм может получать из трех источников — при расщеплении креатинфосфата (КФ), при гликолизе (расщепление глюкозы до молочной кислоты), при кислородном окислении.

Реклама

Для спринта более всего важен первый источник, энергии из него как раз хватает на стремительный 10-секундный бег. Гликолиз — это поставщик энергии на более длительные траты, но включается спустя 30−100 секунд после начала бега. Кислородное окисление начинает «работать» лишь спустя несколько минут после старта, а это для спринта значения уже не имеет.

В 1922 г. англичанин А. Хилл получил Нобелевскую премию за открытие явления скрытого теплообразования в мышцах, а немец О. Мейергоф — за открытие законов регуляции поглощения кислорода мышцей и образования в ней молочной кислоты. В 1931 г. академик В. А. Энгельгардт открыл ключевое явление в энергетике живой клетки: образование АТФ за счет энергии процессов биологического окисления (американец венгерского происхождения А. Сент-Дьерди, тоже «нобелевец», исследовал энергетику мышц, механизмы мышечного сокращения, но это уже события 40-х гг.).

Реклама

А в 1936 г. на олимпиаде в Берлине совершает свой подвиг Джесси Оуэнс.

Я вижу в этом перечислении дат и событий свидетельства высоты человеческого духа одного порядка. Научный гений вооружил спортсменов и тренеров научным знанием, гениальный спортсмен, обладавший, кроме способностей и навыков, волей к победе и бойцовским характером, в фашистской Германии, сделавшей тогда расизм государственной идеологией, одержал великую победу — и над соперниками-спринтерами, и над врагами-расистами.

Итак — они, эти гении спринта — такими родились. Зачем же они тренируются?

Тренеры и тренировки нужны для того, чтобы спортсмены с наибольшей отдачей использовали то, что получено от природы. Под руководством тренеров и в ходе тренировок спринтеры усваивают научно обоснованную технику бега. Например, в современном беге устранены лишние движения — подпрыгивание и раскачивание. Еще одна задача тренеров — добиться ритмичного бега своего подопечного, чтобы длина шага каждой ноги была одинаковой. Тренировками достигается умение спортсмена чередовать напряжение в фазе отталкивания с расслаблением в фазе полета.

Реклама

В связи с этим интересен опыт В. Борзова. На тренировках при беге с максимальной скоростью он держал во рту бумажную трубочку, задачей было — не смять ее. Таким образом Борзов тренировал умение при напряжении сил бежать со спокойным выражением лица — иначе напряжение мимических мышц передается мышцам верхнего плечевого пояса и далее, в конечном итоге сковывает движение и укорачивает длину шага.

Тренировки направлены и на выработку наилучшей стратегии прохождения дистанции. Притом эта стратегия опять же должна быть разработана с учетом особенностей конкретного спортсмена.

Свое значение имеют и мотивация в достижении высоких результатов, обучение приемам мобилизации организма в момент соревнований.

Реклама

Словом, не зря едят хлеб тренеры. Спортсмены продолжают стремиться к достижению рекордов. Тот же Асафа Пауэлл говорит о намерении преодолеть стометровку за 9 секунд. Возможно это?

Безусловно, есть предел человеческих возможностей. Ученые полагают, что нынешние достижения — это и есть предел. Дальнейшие рекорды невозможны без ускорения физиологических процессов — что, в свою очередь, оказывается невозможным и для спортсменов без применения специальных препаратов… В то же время мы наблюдаем, как прогнозы 20-летней давности оказываются отвергнутыми нынешней действительностью.

Поживем — увидим!

Реклама