Дайвинг — не просто подводное плавание, это наука с формулами, правилами и законами. Каждый второй начинающий дайвер считает, что для занятий достаточно уметь дышать через регулятор и молотить ластами в положении горизонтальной плавучести, но это не так.
Синайский Арбат
История моего отпуска на море началась в маленьком курортном городке на южном берегу Синайского полуострова. Шарм-эль-Шейх — город, куда съезжаются туристы из России, Германии, Америки и даже Японии. Место встречи — улица мира, ведущая в бухту Наама-Бэй с 10−20 магазинами, Hard Rock Cafe, кальянными и ночным клубом.
Днем на синайском Арбате тихо, а вечером в дымке кальянов переплетаются цвета радуги, создаваемые светящимися буквами магазинов, софитами и фонарями.
В 10 километрах — старый город и египетский рынок. Туристы покупают здесь светящиеся папирусы, туники из натурального хлопка, кальяны. На городском рынке товары дороже на 50−70%. Комплект снаряжения в старом городе стоит 400 долларов, в Шарме — 700.
Кроме Арбата — десятки развлечений. Дельфинарий, аквапарк с пятиэтажными горками, магазины, парки, центры подводного плавания.
Шоу и купание с дельфинами обойдется вам в 100 долларов, входной билет в аквапарк с 30 горками — 60, парк Hollywood — 5.
Но меня интересовал только дайвинг. Я отправился в Египет с единственной целью — увидеть Красное море.
Домашний риф
Первый день в Шарме — отдых после шестичасового полета. Коктейли, бассейн, вечерняя прогулка. Утром я проснулся и отправился искать Cleo парк, где свернул на неприметную улочку и пошел по гладкой дорожке до старинного корабля.
Ветхий парусник когда-то был местом для игры в покер. Теперь это дайвинг-центр, где я и провел двухнедельный отпуск. До поездки на южный берег Синайского полуострова я нырял у берегов Турции. Средиземное море тихое и спокойное, в нем редко встречаются диковинные рыбы с радужной чешуей, черепахи и барракуды — редкость.
Первое погружение — как первое свидание с девушкой. Душу переполняют эмоции, сердце рвется, а разум шепчет: «Нельзя, не тронь, не спугни». Но это прекрасно. При погружении на домашнем рифе я ощутил свободу. Вокруг — рыбы всех цветов радуги. Медузы, издалека напоминающие одноразовые целлофановые пакетики. Черепахи, барракуды, орлики.
Инструктор предложил мне остановиться и понаблюдать за обитателями. Рыбы избегают моей компании. Чуть ниже под камнем притаился маленький осьминог. Безмятежную тишину нарушает шум скутеров и моторных лодок.
Инструктор жестом спрашивает, сколько воздуха осталось в баллоне. Смотрю на приборы, 70−80 бар. До берега хватит. Пора возвращаться.
Домашний риф — прибрежная зона, глубина — 7−8 метров.
Советы новичкам
Когда я вышел на берег, ощутил головокружение, зевоту и легкое покалывание в подушечках пальцев рук. Оказалось, ничего страшного. Инструктор посоветовал мне быть внимательнее к теории и вовремя продуваться. Вводный инструктаж очень важен.
Чтобы не ощущать дискомфорт, изучайте теорию, правила поведения под водой, сборку и эксплуатацию снаряжения. Комплект — баллон, жилет, ласты и свинцовый пояс — весит 25−30 кг.
Первый день
Ни в коем случае не употребляйте алкоголь накануне посещения дайвинг-центра. Я понимаю, совет звучит странно. Как это? На природе и не выпить. Но поверьте, альтернатива хуже похмелья. Плавание с аквалангом — не развлечение, а тяжелый труд, нагрузка на организм и риск обезвоживания.
Как быть, если выпил?
Если вы не удержались и выпили кружку пива или бокал виски, плотно позавтракайте, возьмите на шведском столе фрукты и пару бутылок минеральной воды без газа. Обильное питье перед погружением уменьшит обезвоживание организма и снизит нагрузку на сердце.
75% несчастных случаев связано с алкоголем!
Дискомфорт после погружения
Причина легкого головокружения, покалывания в подушечках пальцев и шума в ушах — невнимательность. Чтобы избежать дискомфорта, слушайте инструктаж. Пройдите курс Open Water, научитесь обращаться со снаряжением, продуваться, принимать горизонтальную плавучесть. Ответственное отношение к советам инструктора — гарантия безопасного погружения.
Путь к острову
Второй день — сплошные сюрпризы: адреналин, страх и буря эмоций. На двухпалубной яхте я отправился на остров, расположенный в стороне Акаба. Путь до места занимал три часа. Вместе с участниками группы я подписал страховой договор, прошел уже знакомый мне инструктаж и устроился на верхней палубе с чашкой чая.
Сначала море было спокойным, но когда мы вышли в открытые воды, начался шторм. Яхта раскачивалась на волнах, как детские качели на петлях. Туристы попрятались кто куда, лишь бы не видеть разбушевавшихся волн и не выпасть за борт при очередном крене судна.
Набравшись смелости, я поднялся на верхнюю палубу, чтобы на ломаном английском поговорить с капитаном, который ответил, что видел шторм посильнее этого. Корабль слушался его как дрессированный, преодолевая трехметровые волны одну за другой.
Шторм утих на подходе к острову. Шум бушующих волн сменила безмятежная тишина и лёгкий плеск воды о прибрежные камни.
Остров Тиран
Внимание! 90% обитателей Красного моря ядовиты!
В бухте у берегов черепашьего острова я погрузился на глубину 10 метров — в мир нетронутых чудес света. Полутораметровая черепаха сопровождала меня на пути к арке. Я нарвался на морскую крапиву и получил ожог, обработал волдыри мазью, но все равно хромал на следующий день.
Совет: если не хотите обжечься крапивой, надевайте цельный гидрокостюм, боты, ласты. Я выбрал костюм до колена, поэтому и обжёгся.
Второе погружение — подарок природы: встреча с акулой, морским котиком и скатами орликами. Когда я впервые увидел акулу на расстоянии вытянутой руки, не ощутил и малейшего страха. Позже я понял причину. Двухметровая хозяйка моря была дома. Я — гость, прохожий, на которого не стоит тратить время.
Дома меня много раз спрашивали, как я остался жив и почему хозяйка моря не употребила меня на обед. А на вас часто нападают дворовые псы, когда вы проходите мимо? Акулы, как собаки — не укусят и не нападут, пока ты их не трогаешь.
Черепахи, барракуды, акулы и скаты — не единственные обитатели Красного моря. В разных местах — у рифов, на островах и в открытом море — встречаются скаты, афалины, даже киты. Я видел мурену, орликов, осьминога-детеныша, барракуду. Возвращение в бухту к занятиям сопровождала стая дельфинов, игравшая наперегонки с яхтой.
Отпуск на море в Шарме оставил мне приятные воспоминания.