За что в Советском Союзе уважали утреннюю зарядку?

Реклама
Грандмастер

Штришок из детства… В родном доме стоял неизвестно как сохранившийся с довоенных еще времен радиорупор. Это, в самом деле, был рупор, широкий конус из пожелтевшего ветхого картона. Позади рупора находился большой подковообразный магнит. От трансляционной розетки к радиорупору шел шнур. В розетку рупор был включен раз и навсегда, и потому работал с 6 утра и до 12 ночи.

Без пяти шесть исполнялся гимн Советской Украины, а в шесть часов — гимн Союза. Мелодия украинского гимна мало отличалась от музыки Александрова, а вот слова у него были.

Гимн же Советского Союза исполнялся без слов. Это было уже после 22-го съезда КПСС, когда культ личности был развенчан. Посему слова второго куплета о том, что «нас вырастил Сталин», стали неприличными, и их не пели. А третий куплет, про то, что «мы армию нашу растили в сраженьях», перестали петь еще раньше, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Поскольку второй и третий куплеты к исполнению рекомендованы не были, то и первый куплет про «союз нерушимый республик свободных» тоже не пели.

Реклама

После гимна были последние известия, а потом включался бодрый мужской голос: «Доброе утро, товарищи! Начинаем урок утренней гимнастики. Урок ведет преподаватель Гордеев, музыкальное сопровождение — пианист Родионов».

Это повторялось ежедневно и потому врубалось в память едва ли не на подсознательном уровне. Как детский стишок. Да это, впрочем, и стало для меня как детский стишок, как стишок из детства, как штришок детства…

«Утренняя гимнастика» была ветераном передач советского радио. Она впервые прозвучала 2 января 1929 года и оказалась, таким образом, первой радиопередачей по физической культуре. С перерывом на годы Великой Отечественной войны «Утренняя гимнастика» передавалась каждый рабочий день по утрам вплоть до конца 1980-х годов, до развала Советского Союза.

Реклама

Почему утренняя гимнастика была окружена таким почетом, что ее передавали по радио в течение почти 55 лет?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Всю свою историю страна Советов готовилась к войне. Наш бронепоезд стоял на запасном пути, а армию, как уже было сказано, растили в сраженьях. На армию так или иначе замыкалось все народное хозяйство. С другой стороны, на нее возлагались серьезные воспитательные задачи. Она и тело должна была укреплять, и душу ковать, и ошибки родителей и общества исправлять. А как же иначе? Ведь провозглашалось, что народ и армия едины.

Впрочем, не советская власть придумала всеобщую воинскую обязанность. Она была введена во времена Великой французской революции и показала свою пригодность в ходе наполеоновских войн. В течение 19-го века наемные армии сменились армиями национальными, набираемыми из граждан соответствующих государств. Даже фраза из советской Конституции о том, что служба в армии является почетной обязанностью каждого гражданина, была сформулирована еще в 19-м веке.

Реклама

Переход на новый способ формирования вооруженных сил заставил офицеров по-другому относиться к солдатам. Раньше их главные усилия были направлены на то, чтобы не дать этому сброду разбежаться, погнать их в бой, а дальше — что будет, то будет. Теперь же в казарме находились граждане того же государства, которых ни пороть, ни — в случае неповиновения — убивать было нельзя. Как же поддерживать дисциплину?

Любой грамотный офицер знает, что солдат ни в коем случае не должен бездельничать. Пусть он хоть траву зеленой краской красит, но будет постоянно занят работой. Любой работой, но лучше, конечно, полезной. А что может быть полезнее для солдата, чем повышение своей боеспособности? А потому физической подготовке во всех регулярных европейских армиях уделялось важное место.

Реклама

Основателем системы физической тренировки солдат во французской армии, которая получила название «французской гимнастики», был, однако, не француз, а испанец Франсиско Аморос (Francisco Amorоs) (1770−1848). Во время наполеоновских войн в Испании, Аморос поддерживал французов. Поэтому после поражения Наполеона он эмигрировал во Францию. Здесь в 1817 году Аморос открыл школу гимнастики, которая могла бы подготовить молодых французов к армейской службе.

Гимнастика Амороса была военно-прикладной. Она включала ходьбу и бег, прыжки, плавание, стрельбу, фехтование, переноску тяжестей и даже верховую езду. Все упражнения проводились в условиях, «приближенных к боевым». Бег происходил по пересеченной местности, в военной форме, с оружием или без него. Плавание и ныряние тоже практиковались в одежде и с оружием. Переноска тяжестей имитировала переноску раненого. Подготовительные упражнения, проводившиеся, как правило, по утрам, должны были учить солдат действовать в строю, чувствовать окружение своих товарищей. Эти упражнения сопровождались музыкой и строевым пением. Вот откуда пошла мода на совместную

Реклама
утреннюю гимнастическую разминку под музыку!

Как ни странно, французам гимнастика Амороса по вкусу не пришлась. Многолетние войны утомили народ, и снова готовить своих детей к новым битвам никто не хотел. За границей «французская гимнастика» привилась гораздо больше, чем собственно во Франции. Военные во многих европейских странах популяризировали эту систему физического воспитания, надеясь на то, что ее внедрение приведет в армию более здоровых и умелых новобранцев.

Французская гимнастика была положена в систему физической подготовки Красной Армии.

Реклама