Когда и почему бесполезен компас?

Реклама

Для современного человека компас является символом навигации и ориентирования. Но еще с детства мы помним страшный рассказ про полагавшихся на него путешественников, попавших в Африку вместо Америки. И только муха цеце помогла им в правильном ориентировании. А многочисленные рассказы о смелых разведчиках, заброшенных на задание и погибших, потому что оказались не там, где хотели? А Бермудский треугольник, в котором самолеты, летая по компасу, оказываются совсем не там, где предполагали?

Приведу еще один интересный реальный рассказ реального судоводителя. Дело было в советское время, GPS и прочих радостей жизни тогда не было, приходилось обходиться своими силами. Плавал он по какому-то большому озеру. Там иногда пользуются навигационными приборами. Дело к ночи, сгустился туман, но он решил продолжить путь. Приборы есть, карта тоже. Шел всю ночь напролет. Утром рассвело, туман рассеялся. И оказалось, что за ночь он не сдвинулся ни на метр. Просто он благополучно уткнулся носом в илистый берег и рулил, рулил…

Реклама

Немного истории

Изобретение компаса приписывают китайцам. Они много столетий его использовали, но не для целей навигации, а для ориентации своих построек. Это всем известный фэн-шуй. А само слово ориентация восходит к расположению строений в сторону востока. В Древнем Риме все постройки и участки земли были прямоугольной формы с ориентацией точно по сторонам света. Все видели планировки их городов, расчерченные на прямоугольники. И собственно понятие ориентации использовалось древними только для целей строительства.

Однако навигация была всегда, на протяжении всего существования человечества, десятки тысяч лет. А компас в навигации применяется всего несколько столетий. Это говорит о том, что существовали способы для перемещения на большие расстояния без знания направления на север. Об этом говорят и старые карты. Очертания берегов там могут быть искажены настолько, что с трудом узнаются. Тем не менее, этими картами пользовались и достаточно успешно, так как известно, что древняя логистика была не хуже нынешней, разве что не такая быстрая.

Реклама

Навигационные приборы

Таким образом, мы видим, что главным в навигации является определение местоположения наблюдателя. И локальных ориентиров для этого более чем достаточно. В более позднее время начали определять местоположение сначала по солнцу, потом по звездам. Появлялись специальные навигационные приборы. Они измеряли углы возвышения солнца или навигационных звезд. Армиллярная сфера, как астрономический инструмент, появилась в 6 в. до н.э. Астролябия — во 2 в. до н.э. Потом были квадранты, октанты и, наконец, всем известный секстант. Идею его создания высказал еще И.Ньютон. Однако позже он был заново изобретен в 18 веке. Все эти приборы до второй половины 18 века позволяли вычислять только широту. А долготу научились вычислять с помощью хронометра. Современные способы определения местоположения появились в 1875 году. Точное определение местонахождения требует наличия сложных навигационных приборов, точных знаний и навыков проведения расчетов, а также наличия специальных таблиц. Рядовому пешему туристу все это недоступно, хотя бы из-за тяжести. А компас при этом может играть только вспомогательную роль при поиске навигационных звезд в пасмурную погоду, когда открыт только небольшой участок неба. Хотя по азимутам нескольких объектов (теоретически достаточно двух) можно приблизительно определить свое положение на карте. Но объекты должны однозначно идентифицироваться. А если мы находимся не на этой карте, то, увы…

Реклама

Для целей геодезии используются еще более точные приборы, называемые теодолитами. Они позволяют производить точные измерения углов, а иногда и расстояний между местными ориентирами. Первые точные карты были созданы именно благодаря таким приборам. А компас играл вспомогательную роль в указании севера на карте. Да и то, с ошибками из-за неравномерности магнитного поля.

Современные способы ориентирования

На самом деле и сегодня многие способы перемещения, как по земле, так и по суше не используют никаких компасов. Самый наглядный пример — это то, как мы ориентируемся в городах. Большинство людей не теряется в поездке за границу, даже не имея никаких навигационных приборов, а имея кривую бесплатную схему города, взятую в отеле проживания. На этой карте обозначены местные ориентиры, такие как улицы с названиями, площади, реки, мосты

Реклама
и т. д. На карте они расположены более-менее в соответствии с реальным расположением, и этого уже достаточно, чтобы на месте точно определить свое местоположение и найти нужную дорогу. И никакого севера.

Точно так же мы поступаем, когда объясняем кому-то дорогу. Пройти прямо по улице, свернуть направо, у большого дерева свернуть в подворотню и спуститься в подвал здания, где написано «Здесь был Вася».

Таким же образом поступают и при судовождении по внутренним водным путям, то есть, рекам и озерам, а также при каботажном (прибрежном) плавании. Вдоль всех водных путей специальные службы создают специальную судоходную обстановку, которая включает в себя различные ориентиры. Например, маяки на берегах морей, бакены или створные знаки, показывающие направление. Каждая лоцманская карта в альбоме внутренних водных путей ориентирована по-своему. И если их все вытянуть одну за другой, мы увидим, что эта карта не будет иметь ничего общего с топографической картой реки. Аналогично с картами древних. Их карты не имели целью показать нам красивую модель Земли, они были ориентированы на прохождение определенных путей. Только и всего.

Реклама

Летчики тоже при прохождении сложных участков маршрута полагаются чаще на радиомаяки и указания диспетчеров. При посадке пользуются визуальными знаками по типу створных на воде. Компас указывает только курс на прямых участках, когда надо из Европы не промахнуться в Америку. Тут и ветер не страшен, и Бермудский треугольник. На нужном участке пути диспетчер всегда подхватит.

Применение компаса

Однако с наступлением эпохи великих географических открытий удобнее все-таки стало использовать компас, так как ранние способы навигации использовали только локальные ориентиры, такие как маяки, скалы, очертания побережий. Открыватели новых земель пошли уже в открытое море, где не было местных ориентиров. Потребовался глобальный ориентир, и им стал север, на который указывает компас.

Реклама

Однако этот глобальный ориентир использовался обычно с точностью до румба. Румб — это 32-я часть окружности. С большей точностью его применять не имело смысла. В последующие годы было открыто, что магнитный север расположен достаточно далеко от географического. Открыли также, что в разных точках планеты направление магнитной стрелки может сильно отклоняться от направления на магнитный полюс за счет местных магнитных аномалий. Для целей профессиональной навигации существуют специальные карты и таблицы, показывающие эти отклонения. У рядового туриста, так же как и первопроходца 15−16 века, такого не было. Поэтому и удовлетворялись румбом.

Но такой точности хватало. От португальских берегов доплывали где-то как-то до Бермудского треугольника, напичканного островами, и там, по островам как местным ориентирам добирались до места. Кто на юг, в Южную Америку, кто на север, в Северную. Однако, и тогда, и сегодня, использование магнитного компаса несет в себе большой риск. Так как сильный ветер или течение сбивают судно с курса. Особенно часто это случалось с самолетами в бермудском треугольнике до появления радаров.

Реклама

Заключение

На показанных выше примерах ясно, что реальное точное ориентирование производится либо с применением локальных ориентиров, либо с применением точных знаний по глобальным ориентирам, таким как магнитный полюс, звезды и Солнце. Последние знания рядовому путешественнику практически не доступны. Компас в привычном для нас виде используется только для целей поиска протяженных ориентиров вне поля зрения, которые нельзя миновать при всех упомянутых выше проблемах. Также надо учитывать, что выдержать прямой путь практически невозможно.

Последнее время применяются методы спутниковой навигации. Однако это все — электроприборы. Надежность их не так велика как у компаса и человеческой головы. Да и привязка карт к их показаниям оставляет желать лучшего. Лучше всего они привязаны в часто посещаемой местности, где обычно и не нужны.

Удачи вам в поиске своего пути!

Реклама