Как появились боевые искусства? Часть 2. «Рукопашные» или «оружейные»?

Реклама
Грандмастер

Боевые же (не воинские) искусства — чаще гражданского происхождения. Это либо методы самообороны, либо спорт. Везде люди любили состязаться. А есть ли состязание лучше единоборства? Они и дали начало многим нынешним боевым искусствам.

Как появились боевые искусства? Часть 2. «Рукопашные» или «оружейные»?

Важно, что гражданские противоборства были не очень-то рассчитаны на применение в сражении. И, вопреки утверждениям поклонников — на поддержание боевых навыков в мирное время, наверное, тоже. Какие навыки даст воину кулачный бой? Умение бить кулаками врага в доспехе? Да и без доспеха, но вооруженного… пусть даже палкой? Как человек, практикующий палочный бой, скажу: попытка «побоксировать» с грамотным бойцом на палках закончится плачевно! Тем более в групповом бою… А на войне все же сражаются больше отрядами.

Реклама

Здесь куда уместнее борьба, дающая возможность вывести из равновесия одоспешенного противника. К тому же борцовские техники хорошо сочетаются с оружейными, особенно если используется тяжелое оружие. Преобладание же ударных техник свойственно скорее народным видам. И конечно, борьба тоже. Та естественнее и древнее кулачного боя и, в отличие от него, существовала, наверное, у всех народов.

Нам, привычным к боксу, покажется странным, что руки от природы мало приспособлены для нанесения ударов. Но бить сложнейшим инструментом, могущим выполнять тонкие операции? Назначение рук — скорее хватать противника… или оружие. Человек выжил не потому, что мог геройски драться кулаками с саблезубым тигром. А потому, что не был идиотом. Попросту хватал что-нибудь твердое, длинное, тяжелое и желательно острое и лупил им врага. Повредить руку — фатально для воина. Не зря во многих воинских и боевых школах стремятся первым делом поразить руки. Кулачные бойцы всегда защищали руки перчатками! А пресловутые каратисты готовят руки годами. Ну не забивают микроскопом гвозди!

Реклама

С искусствами воинскими мы вроде бы определились. Добавлю только, что среди них выделяются «шпионские», типа нин-дзюцу или методов тех же пластунов. Приспособленные не для открытого боя, а для всяких тайных акций. В том числе скрадывания, внезапного нападения, захвата противника живым…

В искусствах боевых, гражданских, стоит учитывать их первоначальное назначение:

Самооборона.
Ритуальные, состязательные и прочие бои по правилам. Которые могут быть очень жестокими, но быть.
Групповые бои от относительно дружеских «стенка на стенку» до жестоких массовых боев между цехами или городскими районами в средневековой Европе.

И конечно, везде шло взаимопроникновение. Например, в средневековой Европе горожане сражались на палках. Насколько они подражали рыцарям? Учиться напрямую вряд ли могли. Но… не все из нас занимались боксом, а что бить нужно, подняв руки к голове и сжав кулаки, все знаем. Насмотрелись на специалистов! И тогда простолюдины наблюдали бои воинов. С другой стороны, как я говорил, нам свойственно бить не пустой рукой, а предметом. А сами техники развивались по мере возникновения в них надобности. Просто так тогда техник не придумывали. Что-то копировали у профессионалов… кстати, рыцари-то простолюдинов не учили. А вот у солдат, наемников, горожане могли и учиться. Наверняка и солдаты при необходимости учились кулачному бою у лучше владевших им горожан. Как позже рыцари учились у горожан изобретенному теми фехтованию…

Реклама

Не знаю, влияли ли методы боя без оружия на оружейные техники. Вряд ли! А обратное влияние было и на Западе, и на Востоке. Бокс развивался под сильным влиянием фехтования. Первый чемпион Англии по боксу Фигг преподавал то и другое. В каратэ оружейная техника читается очень явно. Базовые удары и блоки, по сути, имитируют движения с оружием в руках.

Похоже, оружейные методы влияли и на «ножные» техники. Не скажу о каратэ, а вот в технике сават влияние принципов фехтования очень заметно. Причем в самой технике ударов. И есть версия, что сават — это удары ногами, использовавшиеся в фехтовальном бою. Что оружие исчезло, а удары ногами остались, дополнившись техникой пустых рук. Хотя вроде бы в боевом сават в руках был нож или кастет. Учитывая, что сават практиковался «низами» общества, это очень возможно!

Реклама

В филиппинском арнис оружейная специализация явно сказалась в безоружных техниках. Во-первых, здесь не оружие — продолжение рук, а руки рассматриваются как еще одно оружие. Аутентичные методы нередко представляют собой имитацию ножевых движений, исполняемых пустыми руками. Или способы противодействия внезапному нападению, цель которых — выжить в первый момент контакта и успеть извлечь собственное оружие. А зачем рукопашный бой тем, кто всегда имеет оружие?

Позже филиппинцы переняли куда более эффективные безоружные техники из восточных систем и западного бокса. Да и оружейные методы изначально развивались под сильнейшим влиянием (можно сказать, на основе) европейского фехтования. Со временем изменившись до неузнаваемости. Изменились оружие (вместо длинной рапиры — палка и мачете), внешние условия (иной климат, отсутствие доспеха), культурные традиции. Так, что теперь европейские корни едва прослеживаются… Дав начало очень эффективному и оригинальному боевому искусству.

Реклама

Впрочем, европейская фехтовальная традиция столь мощна, что влияла, кажется, на все, чего касалась. Причем дело не в отдельных мастерах. Мастера, и превосходившие европейцев, были и на Востоке. Европейцы в массе своей оказывались сильнее. Не только в строевом бою, но и в индивидуальном. И дело тут не только в технике, но в куда более развитых методиках обучения. Вроде бы, на Ближнем Востоке картина бывала иной. А на Дальнем европейская система подготовки обычно доказывала полное свое превосходство. В 19 в. японскую армию, несмотря на существование собственных развитых копейных школ, учили европейскому штыковому бою (по сути, тому же фехтованию)…

Реклама