С первого дня Татьяна Волосожар и Максим Транько задали настрой всем соревнованиям. Под мощный вальс Хачатуряна, под дружные хлопки зала, под единое «В-а-а-а-а!», когда Максим легко и непринужденно подбрасывал Татьяну под купол стадиона Айсберг, они станцевали так, что стало понятно, кто лидер этих состязаний. Как сказала американский комментатор, «Russia is back!» — Россия возвращается!
Затем Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев красиво станцевали фокстрот. И хотя стали третьими, доставили радость своей пластикой. И потом каждый раз, когда наши фигуристы выходили на лед, мы видели прежде всего танец под замечательную музыку. И лишь потом, на повторах в замедленном движении по комментариям специалистов различали, где элементы катания сделаны хорошо, а где не очень.
А Юля! Как сказал Плющенко, это гений. И дело не только в её гибкости, координации, чувстве скорости. Поразительная для 15-летней собранность и выдержка. Чувство зала, который не может не давить своим ожиданием «только победы», колоссальным грузом ответственности перед всей страной. Кажется, эта гуттаперчевая фигурка с железными нервами не знает сомнений и усталости. И лишь тренер да родные знают, каких слез это стоит. Но мы, зрители, видим лишь серьёзное, сосредоточенное лицо перед выступлением и милую улыбку после. Выступив сразу и в коротком, и в произвольном танце, она заставила зал ликовать и плакать. Как написал один зритель в Интернете: «Like a fairy» — подобная фее.
В произвольной программе Ксения Столбова и Федор Климов удивили. Просто нереально так нарушать законы физики. Иначе чем объяснить легкость полетов Ксении? Федор совсем не выглядит Дикулем. Или Столбова ничего не ест? Кажется, что они меньше всего чувствуют притяжение Земли, которое заставляет другие пары падать, касаться льда руками, шататься. И зрители, глядя на их танец, видят, как это здорово, и не видят, как это трудно.
Евгения Плющенко я первый раз слушал. Не мог быть у экрана по ряду личных причин. Но по звуку из соседней комнаты, где работал телевизор, почувствовал, что на льду творится что-то необыкновенное. По музыке, по реакции зала понял, что это нужно видеть. Потом смотрел в записи несколько раз с огромным удовольствием. Даже не зная об операциях на позвоночнике, понимаешь, какой Евгений молодец!
Когда выступала наша пара с «Лебединым озером», Елена Ильиных и Никита Кацалапов, меньше всего я думал об их техничности, о деталях выполнения разных элементов, настолько они были гармоничны с музыкой, со льдом, с залом, друг с другом. Если бы Чайковский видел это, он, уверен, аплодировал бы стоя. А минус за упавший кусочек костюма… Это было не в плюс судьям. Выглядело так, будто больше придраться не к чему.
Остальные пары из других стран выступали неплохо. Штатовцы даже превосходно. Но, по моему скромному мнению, такой душевности в танце, которая была у наших, им не удалось достичь. А уж канадцы… Когда выступают другие пары, я вижу, что это спорт, трудная физическая работа со сложными элементами. Но почему, когда выступают наши фигуристы, я смотрю на их танец на одном дыхании? Как им удается превратить колоссальную по нагрузкам работу в истинное произведение искусства? Где каждый такт музыки, каждый взмах руки заставляют смотреть, не отрываясь?
Спасибо им, что доставили всей стране огромную радость. Спасибо, что люди, не смотревшие фигурное катание с советских времен или вообще не обращавшие внимание на этот вид спорта, вдруг заново открыли его для себя. Уверен, что уже сейчас многие дети просят родителей купить коньки и записать в секцию фигурного катания. И если в России хватит хороших тренеров, то на следующих Олимпиадах всё золото в фигурном катании будет наше. А нашим фигуристам желаю занять лучшие места на всех соревнованиях, что им предстоят!