Не углубляясь в сложные научные дебри, грибы можно поделить на три большие группы. В первую топ-группу входят, так сказать,
Вторая группа — это тоже съедобные грибы. Но их грибники предпочитают собирать, если уж ничего путного больше не попалось. Сморчки и строчки — самые первые грибы, появляющиеся в лесу. И если кому уж невтерпёж, то грибной сезон можно начать в апреле со сбора этих грибов.
Третья группа — несъедобные грибы, многие из них ядовиты. Разумеется, из этого не следует вывод, что они бесполезны. Есть их, конечно, нельзя. Но вот всевозможные настойки против разных заболеваний приготовить можно.
Употребление в пищу большинства видов грибов не предусматривает особой кулинарной сноровки и знаний. Но вот некоторые грибы, например те же строчки, требуют при приготовлении определённых навыков и умений, не меньше искусности, чем при подготовке блюда японской кухни — рыбы фугу. И даже съедобные грибы могут нанести вред здоровью.
Большинство грибов доступно как по собиранию, так и по цене. Но есть и очень дорогие виды. Пальму первенства среди «пищи богов», как называли древние римляне грибы, держит трюфель. Цена этих «божественных» грибов достигает нескольких тысяч долларов за один килограмм.
И несколько грибных достижений. Самый большой гриб, который занесён в «Книгу рекордов Гиннесса», нашли в Канаде в 1987 году. Его окружность — 264 см, а вес — 22 кг. По данным российской книги рекордов «Диво», самый крупный гриб в России был найден в Брянске в 1984 году. Он весил около 20 кг. А самый быстрорастущий гриб — весёлка. Он растёт в буквальном смысле на глазах — 5 мм в минуту!
Как грибы делятся на три группы, так и грибников можно дифференцировать на три категории. К первой принадлежат грибники, которые ходят в лес, чтобы просто хищнически пособирать грибы. Такие невежи грубо повреждают мицелий, не заботясь о будущих урожаях. Профессионалы таких грибников пренебрежительно называют «топтунами».
Вторая категория — это грибники-профи. Они много знают о грибах и умеют с ними обращаться. Для них лес — заповедная зона, а не просто меркантильная кладовка съестного. Даже если профи и собирают грибы на продажу, они делают это умело и деликатно. Срезают каждый гриб ножичком, не лупят ногой по мухомору. В общем, ведут себя в лесу, как в природном Храме, а не как в мастерской.
Третья группа не очень многочисленна — это грибники-философы. К этой категории относятся: писатели, поэты, художники, да и просто интеллектуалы, которые хотят в тиши поразмышлять о «житие своём», да и о нашем тоже. Такие «грибники» как приходят в лес с пустым лукошком, так и возвращаются с пустым (хотя как повезёт), но зато с полной головой идей и мыслей. Для таких людей лес — своеобразное метафизическое пространство, где они могут набраться не только свежего воздуха, но и вдохновения.
Не зря ведь собирание грибов именуют «тихой охотой». Первая охота — это что ни на есть самая настоящая охота, с ружьишком наперевес. Вторая охота — рыбная ловля. А вот третья охота — и есть та самая «тихая охота» за опятами и лисичками, а если повезёт, то и за боровиками. Русский писатель В. Солоухин так и назвал свою книгу, где увлечённо поведал о грибной жизни — «Третья охота».
Охотники-собиратели — разных мастей люди, как правило, суеверные. Поэтому охотникам обычно желают «ни пуха ни пера». Рыбакам — «ни хвоста ни чешуи». А грибникам в этом же тоне пожелаем «ни гриба ни лукошка»!