Но здесь кроется и благо, и опасность. Авторская система часто разрабатывает какой-то один аспект единоборства, который автор обычно знает хорошо и всесторонне. Он может научить тому, что знает сам. Но это в случае, если автором движет искреннее желание развивать свою систему, а не просто заработать!
Людьми разбирающимися выведен ряд признаков лохотрона в боевых искусствах. Конечно, они не бесспорны. Но и не бесполезны!
1. Гипертрофированная секретность школы. Инструктор не может внятно объяснить, у кого и чему учился. Нет подтверждения его квалификации.
Нормальный инструктор расскажет, чему, у кого и как долго учился. Не стоит платить за легенду! Сказки о секретных учителях должны настораживать, хотя я встречал и отличных учителей-самоучек, и воспитанников «тайных учителей», демонстрировавших высокоразвитую технику. Ориентиром послужит п. 6.
2. Отсутствие возможности сравнить с другими школами, настойчивое подчеркивание своей отличности.
3. Изолированность школы, впечатление, что он возникла словно бы из ниоткуда. Большинство нормальных школ — это составная часть большей школы, федерации, иной структуры. Большая часть видов единоборств имеют достаточно прозрачную историю.
4. На сайте (и вообще в Сети) отсутствуют видео тренировок и боев. Иногда это объясняют «секретностью» техник, однако в 95% случаев это не более чем отмазка. Видео не выкладывается, поскольку по ним легко понять реальную квалификацию инструктора и занимающихся.
5. Инструктор рассказывает слишком много историй о супербойцах школы или эзотерике.
6. Из-за «смертельности» изучаемых техник в школе нет спаррингов. Эзотеричность школы. Чрезмерная сложность техники, оторванность её от реальных условий. Отсутствие контактной работы, постановки ударов, ОФП.
7. Не очерчен сколько-то определенный срок, за который реально чему-то научиться.
8. Тягостная атмосфера в школе. Проще говоря, нет взаимной симпатии, дружбы, теплоты между членами клуба.
Конечно, бывают исключения — например мастера, тренирующие «для себя», вообще себя не рекламирующие и не входящие ни в какие организации. Преподавать такой мастер может где угодно, да и документов может не иметь. Иногда получить их стоит немалых усилий, совершенно неоправданных, если у тебя 2−3 ученика. Кстати, наличие хорошего зала совершенно не гарантирует качества преподавания! Двое из моих наставников вели занятия вообще на улице. Уровень же преподавания был более чем на уровне.
Есть еще один аспект, на котором стоит остановиться подробнее. Тема спецназа давно стала популярной среди поклонников боевых искусств. В защиту адептов «суперсмертельных» боевых систем можно сказать, что популярны они не только в странах бывшего СССР, но и на Западе, в благополучных регионах, где обывателю почти наверняка не понадобятся реальные навыки рукопашного боя. То есть там, где большинство приходящих заниматься, может быть, вообще никогда не дрались и точно не имеют опыта в контактных единоборствах. А значит не сумеют оценить эффективность того, чем им предлагают овладеть. Здесь-то и процветает лохотрон. Коснемся лишь одного момента, а именно «смертоносных» боевых систем, «изучаемых в спецназе».
Сразу скажу, что не все в этой сфере действительно обман. Чаще всего дело заключается не в том, чем заниматься, а в том, как и у кого. Человек, прошедший подготовку в спецподразделениях, еще и имеющий боевой опыт плюс желание научить, действительно может подготовить к реальным ситуациям. Проблема в том, что эта популярная тема привлекает немало лохотронщиков или просто некомпетентных преподавателей. Они просто зарабатывают на моде и желании приобщиться к «секретам спецназа», дискредитируя вполне рабочие системы.
Попробуем сформулировать некоторые характерные признаки подобных секций.
1. Происхождение от «системы специального назначения», нередко «рассекреченной».
2. Заявления о собственной исключительности, непохожести на другие системы.
3. Противопоставление как «примитивным» спортивным, так и восточным единоборствам.
4. Часто — подчеркивание национальных корней системы.
5. Намеки на сверхэффективность, особенно эффективность для слабого, больного, пожилого в борьбе с сильным, молодым и здоровым.
6. Армейская атрибутика: камуфляж; упражнения, имитирующие работу с автоматом и пистолетом; значимый акцент на защите от угроз огнестрельным оружием.
7. Навязчивое подчеркивание прикладной направленности системы.
8. Выраженный акцент на наработке пластичности и «мягкости» движений.
9. Акцент на медленной отработке действий — мало или почти нет скоростной работы.
10. Практикуются только замедленные «спарринги» (на самом деле корректнее назвать их «спарринговыми упражнениями»), отсутствуют «спортивные» спарринги — то есть на скорости и в контакт (что обосновывается «особой опасностью» изучаемых техник).
11. Велик раздел противодействий противнику, вооруженному холодным оружием.
12. Характерно использование металлических (пусть и затупленных) ножей, однако практикуется только замедленная отработка, нет собственно работы с холодным оружием, нет работы на скорости с использованием безопасных имитаций оружия. (Заявляется, что деревянный или резиновый нож не вызывает у защищающегося чувства опасности — а значит, не дает нужного эффекта).
13. Декларируется отсутствие конкретных приемов. Вместо них изучаются технические элементы и принципы, которыми последователь школы должен свободно оперировать.
14. Физподготовке зачастую уделяется мало внимания; есть разнообразные упражнения на пластику, падения, перекаты и пр.
15. Тренировки отличаются разнообразием, подчас чрезмерным. Ученика забрасывают обилием материала, требующего серьезного осмысления, а вот «нудная механическая» работа (типа долгой отработки ударов) зачастую отсутствует.