Популярны боевые системы Юго-Восточной Азии (и многие из них того стоят), а уж о «самурайских» системах фехтования и говорить не приходится: «всякий знает», что катана — наисовершеннейший вид холодного оружия.
Почему же потомки европейцев, когда-то покоривших почти весь мир, увлеченно практикуют именно восточные системы? Неужели ни в Европе, ни в России нет достойной альтернативы?
Насчет России есть серьезные сомнения. Драться-то здесь, как и везде, умели. Кулачный бой как народная забава практиковался широко, вот только к сколько-то развитым единоборствам его не отнесешь. И подавляющее большинство современных «русских» стилей являются новоделами. Возможно, что-то и было заимствовано из народных танцев, из традиционного кулачного боя. Но создание полноценных школ стало возможным благодаря не этим элементам, а знакомству авторов со спортивными (в т.ч. восточными) системами.
Судя по полному отсутствию свидетельств и следов, боевых искусств —
В Европе же боевые искусства были. И мы о них знаем не по догадкам, а из сохранившихся учебников, фехтбухов. Представленные техники ничуть не уступают восточным, а наиболее ранние из известных книг относятся к 13 веку. Возможно, в том же русле развивались и боевые системы Руси, но из-за отсутствия источников об этом приходится лишь гадать.
Куда же подевались европейские боевые искусства и почему они уступили место восточным? В 19 веке японская борьба была экзотикой, к тому же развитой и вполне эффективной. Основные боевые школы Японии — порождение мирного времени. С 17 века, когда прекратились феодальные войны, множество самураев осталось не при деле и посвящало себя физическому и духовному самосовершенствованию, изучению и систематизации боевых техник. К этому были привязаны методики работы с психикой, развитые в буддизме. Сформировавшиеся таким образом методы «законсервировались», боевые искусства тесно переплелись с религиозной философией и практикой, и получились стройные, формализованные системы. В принципе, вполне эффективные. Добавьте к этому экзотичность (поединки на мечах в 20 веке!); направленность на духовное совершенствование, нашедшее отклик в соответствующей потребности европейцев; ну и грамотный пиар.
Европейские боевые системы ничуть не уступали японским. Почему «не уступали» в прошедшем времени? Да потому, что традиционные боевые системы Японии почти не имели внешних стимулов для развития (формируясь в междоусобных войнах) и законсервировались больше трехсот лет назад. Европейские же системы активно развивались, адаптировались к новым противникам и условиям. Менялось оружие и тактика. К приходу восточных единоборств в Европе традиционные системы сохранились в виде либо незнакомых широкой публике народных видах боя, либо в виде спортивных видов (борьба, бокс, фехтование). Реальные боевые системы сохранялись в военной среде, но и они отмирали. Либо восточными единоборствами интересовались гражданские лица, поскольку первыми с Востока проникли системы рукопашные, мало востребованные у военных. Армейские же оружейные техники заимствовали японцы у европейцев: например, штыковой бой. Кстати, и бокс на Востоке оценили по достоинству, просто падким на экзотику белым об этом забыли сказать.
Европейские спортивные единоборства — прямые наследники традиционных систем — достигают совершенства в своей сфере, но узкоспециализированны и не имеют «духовной», философской составляющей. Кстати, так было не всегда. Ряд школ фехтования содержал весьма сложные философские построения. Да и пресловутая «прямая передача», ныне считающаяся отличительным свойством восточных школ, была свойственна и школам западным. Просто в Японии «прямая передача» означает, что изначально совершенное знание передавалось без искажений через поколения. Что школа, раз возникнув, сохранилась в первозданном виде (хотя это применимо далеко не всегда, но Востоку свойствен культ древности, культ Учителя). Европейские же школы активно эволюционировали, развивались, знания систематизировались. Да и оружие менялось… Активно совершенствовались и рукопашные системы, постепенно становящиеся спортивными и получившие новый импульс к развитию.
К сожалению, в процессе эволюции кое-что было утрачено. Спортивные единоборства решают узкие задачи. Восточные же системы заполнили освободившиеся ниши. А благодаря разнообразию, каждый может найти нужное именно ему: прикладной, спортивный, оздоровительный, философский, религиозный аспекты… И ореол таинственности, иногда и мистики, немало способствует популярности восточных систем. Заодно им приписываются сверхординарные боевые качества. Иногда это соответствует реальности. Но — иногда.
Многие традиционные школы, например, вообще не проводят спаррингов, даже с учебным оружием. Спортивный спарринг — не всегда показатель уровня бойца-прикладника. Но в наше время вообще сложно проверить эффективность прикладного единоборства, а все заявления о превосходстве адептов основаны на том, что школа когда-то была боевой. И действительно, многие восточные школы полностью сохранили древний технический арсенал — только в древности им пользовались люди с совершенно иной психологией. То, что верно служило им, совсем необязательно будет эффективным для нашего современника. А тщательно оберегаемые методики обучения явно устарели, но продолжают применяться до сих пор.
Многие же восточные системы приобрели чисто спортивные черты. А здесь они не имеют преимуществ над западными боксом, борьбой и фехтованием.
Другой аспект — оздоровление. И здесь нет прямой зависимости между практикой восточных систем и продолжительностью жизни или уровнем здоровья адептов. Западные атлеты не уступают в этом восточным мастерам, а нередко превосходят их в долголетии и уж точно в физических возможностях.
Что остается? Философская и эстетическая составляющие. Ореол тайны и красивые легенды, плюс чувство сопричастности искусствам древним воинов. Красиво пропиаренным и эстетичным, но чужим по сути. Не случайно во всем западном мире активно действуют клубы реконструкции, воссоздающие и развивающие аутентичные европейские воинские и боевые искусства. Которые в свое время, как минимум, не уступали восточным и исчезли в ходе естественной эволюции общества.