Лодка «Русь Святая»: Крестный ход от Архангельска до Диксона?

Реклама
Профессионал

Идею Крестного хода вокруг России Георгий Карпенко вынашивал много лет, плавая на яхте вокруг Антарктиды и добираясь к Северному полюсу на собачьих упряжках. Как пройти на лодке от Архангельска до Владивостока? Зимовку сразу отвергли, предпочитая дойти на лодке до Диксона, а уж потом на попутных ледоколах или теплоходах добраться до Владивостока.

Отсюда к старту крестового кольца — на машинах вдоль новых границ России с молитвами и покаянием.

Провожать лодку «Русь Святая» я почитал своим долгом. И не только потому, что был советчиком Георгия Карпенко на стадии проектирования лодки и на ее испытаниях на Волге в Костроме осенью 2007 года. Тогда более всего распоряжался главный строитель лодки, яхтсмен и житель тех мест Леонид Макаров. В рассказе о троице смельчаков я использую электронную переписку с руководителем похода Георгием Карпенко и его телефонные звонки.

Трое в лодке и сама лодка

Пурга, бушевавшая накануне моего приезда в Архангельск 18 мая 2008 г., поутихла к утру, и все запорошило белым. Я отыскал Парусный центр «Норд» в Соломбале на речке Кузнечихе. Здесь у причала, засыпанная снегом, стояла «Русь Святая», а рядом на причале невообразимая груда походного снаряжения.

Реклама

К вечеру догребли до Красной пристани — месту торжественного старта. Позади маячил памятник Петру Великому, а впереди светилась маковка Свято-Никольского храма. В лодке вся команда. Руководитель похода — 57-летний Георгий Карпенко из г. Пушкино. Второй — его земляк — 37-летний Андрей Деев — участник сложных морских, лыжных, сплавных и пеших походов. Третий участник в прошлом профессиональный спортсмен, а теперь по духу экспедиции едва ли не главная фигура в Крестном ходе — 33-летний священник Дмитрий Лукьянов, клирик Белгородской и Старооскольской епархии. Замечу, что экспедицию благословил патриарх Алексий еще в декабре 2007 г.

А лодка! 7 метров в длину при ширине 1,9 метра и со съемными шверцами — она отвечала канонам гребно-парусного судна с осадкой в 40 см. Дюралевая мачта позволяла поднимать паруса — стаксель и грот с суммарной площадью 10 кв. метров. На лодке не последняя вещь особая печурка и дрова. Арктика, все-таки.

Реклама

Архангельск, 19 мая. Старт Крестного хода

Утром 19 мая состоялась литургия в Свято-Никольском храме, а после нее состоялся красочный Крестный ход. Заключительная церемония на Красной пристани с молитвами и песнопениями началась ровно в 11 утра. А через 20 минут Георгий Карпенко, Андрей Деев и священник Дмитрий Лукьянов занимают свои места в лодке, и тут же отдаются все концы. Андрей делает первые гребки, но и без них течение Северной Двины несет лодку, и «Русь Святая» стремительно удаляется под моросящим дождем. Все говорят, что это хороший знак для Крестного хода. С берега понеслось разноголосье: Счастливого плавания! Семь футов под килем! Храни вас Бог!

В Белом море встречные ветры и льды
Реклама

Подробности похода в дневниках Георгия столь объемны, детальны и эмоциональны, что мне приходится просто кратко их изложить. Каково это, грести в шторм! Парус при встречном ветре ставить приходится нечасто. Вот застряли во льдах, сели на отмель, и в отлив 6 часов можно отдыхать. Уставший от морской болезни Дмитрий заметно оживляется, увлеченно фотографирует неведомые ему доселе пейзажи. В походе он главный фотограф и оператор видеосъемок. Зато Георгий и Андрей помогают Дмитрию в переноске икон, облачения и всего нужного при проведении крещения, божественных литургий и т. п. Да и в ежедневных молитвах капитан и матрос — верные послушники.

Через пять дней ледового плавания — поселок Шойна. На высоком берегу барак, и на нем огромная надпись:

Реклама
«Попали Вы в…», а чуть ниже и помельче: Welcomе. Шутники и здесь водятся. Позади почти 500 километров на веслах.
Здесь и был открыт счет акций Крестного хода: две божественные литургии и 25 крещений, в числе которых и военные.

По морю Баренца

Следующие остановки уже в Баренцевом море, после выхода из Белого моря. В Индиге, где строится грандиозный порт для вывоза тех самых 30 миллионов тонн нефти, ежегодно добываемой со скважин на побережье и с платформ на шельфе, Дмитрий проводит крещение по 10 — 15 человек одновременно, с утра до вечера. Идет поток, в основном — женщины и дети. Мужскому населению сегодня некогда — надо бить пролетного гуся…

В порт Варандей «Русь Святая» пришла с опозданием — подходы к нему забиты льдами. Здесь развернулась грандиозная стройка… Порт по разливу нефти в танкеры практически построен, труба подведена. «Лукойл» и «иже с ним» работают по западному образцу. В деревянной, построенной с иголочки часовне Дмитрий совершил молебен.

Реклама

Нетрудно заметить, что каждый переход состоит из томительного ожидания ледового прогноза и реального преодоления льдов в прибрежной полосе. Впечатления от «нефтегазовой» новизны и лагерно-барачного прошлого всех потрясают. Перед входом в Карское море укрывались от шторма на метеостанции «Мыс Белый Нос» рядом с развалинами бараков бывшего на этом месте лагеря политзаключенных.

В Карском море к финишу Крестного хода

Не стали заходить в обжитую и современную Амдерму. Надо было спешить к Ямалу, что наши мореходы и сделали после короткой стоянки в Усть-Каре. Здесь Дмитрий совершил божественную литургию с исповедями и причастиями, и крестил 50 местных жителей.

Потом короткие остановки на метеостанциях Марресаля и Харасавей, где более заняты добычей газа; наши мореходы обогнули Ямал. К острову Шокальского для укрытия добирались с невольным купанием, зато во всей красе видели полное затмение солнца. Это случилось 1 августа в 14 час. 30 мин.

Реклама

Финиш лодочной части Крестного хода завершился 7 августа. Итак, 80 суток похода и 2640 километров пройденного пути от Архангельска. На осколках западного ветра, с помутненными от недосыпу мозгами, наши мореходы влетели в Диксон. Была глубокая солнечная ночь. Пограничник, нарушая традицию, с легкой и доброй улыбкой смотрел на них с пирса, встречая «Русь Святую»…

Реклама