31 тысяча миль «Икара»: они были первыми?

Реклама
Профессионал

Прежде чем читатель обнаружит застарелый штамп в заголовке и усомнится, что кругосветный вояж из Николаева в 1987—1988 гг. — российское путешествие, должен сказать несколько слов. То, что мы сейчас знаем по географии постсоветских государств, еще не значит, что выдающееся плавание первой отечественной яхты вокруг света является украинским. Это так же очевидно, как и то, что я с украинской фамилией являюсь русским.

И вообще в истории СССР не было места занудному национализму, и поскольку на яхте «Икар» никто не говорил по-украински, я вправе утверждать, что это первое российское плавание вокруг света под командой Бориса Немирова, сибиряка по рождению. Впрочем, его не грех считать и первым украинским плаванием с русским экипажем, если это кому-то необходимо.

Главное состоит в том, что это произошло на волне перестройки, когда впервые в истории СССР яхта была отпущена в свободное плавание. Это могло случиться и раньше, но раньше не все были уверены в том, что она вернется. И потому все годы советской власти мы обходились без кругосветных плаваний.

В Николаевском кораблестроительном институте Борис Немиров возглавлял студенческое конструкторское бюро «Вега». Проект яхты при содействии властей был реализован на заводе в Херсоне, а оснащение всем необходимым произвели на заводе в Николаеве. Комплектовать команду было несложно. Сам Борис Немиров — 53-летний мастер спорта с солидным яхтенным стажем, и все остальные в экипаже ему под стать: каждый второй — яхтенный капитан, за плечами все мыслимые состязания, включая вершину советского яхтинга — гонки из конца в конец по Черному морю.

Реклама

Старт небывалого плавания сумрачным дождливым днем 9 сентября 1987 г. прошел на редкость скромно. В духе времени, никто из высоких особ не желал «засветиться» — на всякий случай. Лишь ректор института Михаил Николаевич Александров выступил скорее в роли «плакальщика», дескать, ребята, не подведите. На что понятливая команда искренно ответила: «Конечно, вернемся!»

Напрашивается другой дремучий стереотип — семеро смелых. Именно таким составом команда «Икара» ушла с Канарских островов, отправив на родину двух лишних, умышленно взятых сверх необходимого — для естественного отбора. Представим поименно всю команду «Икара». Капитан Борис Немиров и шестеро яхтсменов, называть которых матросами язык не поворачивается — кандидаты наук, мастера спорта, яхтенные капитаны: Анатолий Кузнецов, Александр Кузнецов, Андрей Марков, Станислав Черкес, Владимир Терняк, Александр Плякин. Средний возраст команды — 35 лет.

Реклама

Не вникая в детали невероятно сложного плавания, в том числе и в психологическом плане, просто порадуемся. Они первыми из нас прошли из Тихого океана в Атлантику с видом на мыс Горн — это нечто вроде Эльбруса в яхтинге. Теперь каждый мог носить серебряную серьгу в левом ухе. Но тогда еще по-советски серьга в ухе для мужчин, равно как и мини-юбка для прекрасного пола, были под мягким запретом…

На кругосветном пути было всего несколько коротких заходов в порты на маршруте: Санта-Крус на острове Тенерифе, Хобарт на о. Тасмания, о. Св. Елены в Атлантике, Сеута в Испании, Ла-Валетта на Мальте и Варна в Болгарии. В Николаев яхта «Икар» вернулась 31 июля 1988 г., проделав за 325 суток путь вокруг Земли протяженностью 31 000 миль.

Реклама

Плавая на гособеспечении, команда не попала в тиски валютного безденежья и проблем с питанием. Это станет обыденным в эпоху рыночного разгула. И сегодня без богатого спонсора отправляться в дальние края рискованно. Ребята не стали героями и лауреатами, но без грамот и других подобных знаков внимания страны Советов не обошлось. А памятник «Икару» пока не поставили, но память о нем не угасает.

В Николаевском Музее судостроения и флота стоит мастерски сделанная модель яхты как напоминание о непреходящей ценности того, что совершили яхтсмены во главе с Борисом Немировым. В этом музее хранятся восторженные отклики людей, сравнивающих поход «икаровцев» с орбитальным полетом космонавтов. Это было открытие новой эры, это было вообще первое спортивное или любительское плавание вокруг Земли с тех пор, как в XIX веке закончилась эра русских кругосветных исследовательских экспедиций.

Реклама

Все 70 лет советской власти океан был табу для спортсменов. А моряков, готовых сбежать с торговых судов где-нибудь в узкостях вроде Ла-Манша или Гибралтара, сторожили обученные представители «органов» с нелишними в таких случаях пистолетами. Так сказать, Родина или смерть…

Плавание команды «Икара» олицетворяет символику подвига сына Дедала, оно стало вехой в самом понимании свободы, когда впервые для любого человека открывается путь в океан, в это никому не принадлежащее и свободное от притязаний и запретов пространство. Известный писатель-маринист Виктор Конецкий прислал поздравление команде с нужной в то время поддержкой: «Никто пути пройденного от вас не отберет». Это на тот случай, если кто-то из завистливого племени чиновников однажды скажет: «С этим еще надо разобраться». Слава богу, не «разобрались».

Реклама

Мы помним об этом кругосветном плавании, хотя мне кажется, что о нем надо заявлять на каждом углу нашей России, обделенной вниманием к ее морскому и особенно яхтенному фасаду.

Все участники этой эпопеи здравствуют и доселе, как и сама яхта, стоящая на приколе в Николаеве. А у самого 77-летнего капитана Бориса Немирова, живущего в Архангельске, дочь стала капитаном дальнего плавания…

Реклама