И вообще в истории СССР не было места занудному национализму, и поскольку на яхте «Икар» никто не говорил по-украински, я вправе утверждать, что это первое российское плавание вокруг света под командой Бориса Немирова, сибиряка по рождению. Впрочем, его не грех считать и первым украинским плаванием с русским экипажем, если это кому-то необходимо.
Главное состоит в том, что это произошло на волне перестройки, когда впервые в истории СССР яхта была отпущена в свободное плавание. Это могло случиться и раньше, но раньше не все были уверены в том, что она вернется. И потому все годы советской власти мы обходились без кругосветных плаваний.
В Николаевском кораблестроительном институте Борис Немиров возглавлял студенческое конструкторское бюро «Вега». Проект яхты при содействии властей был реализован на заводе в Херсоне, а оснащение всем необходимым произвели на заводе в Николаеве. Комплектовать команду было несложно. Сам Борис Немиров — 53-летний мастер спорта с солидным яхтенным стажем, и все остальные в экипаже ему под стать: каждый второй — яхтенный капитан, за плечами все мыслимые состязания, включая вершину советского яхтинга — гонки из конца в конец по Черному морю.
Старт небывалого плавания сумрачным дождливым днем 9 сентября 1987 г. прошел на редкость скромно. В духе времени, никто из высоких особ не желал «засветиться» — на всякий случай. Лишь ректор института Михаил Николаевич Александров выступил скорее в роли «плакальщика», дескать, ребята, не подведите. На что понятливая команда искренно ответила: «Конечно, вернемся!»
Напрашивается другой дремучий стереотип — семеро смелых. Именно таким составом команда «Икара» ушла с Канарских островов, отправив на родину двух лишних, умышленно взятых сверх необходимого — для естественного отбора. Представим поименно всю команду «Икара». Капитан Борис Немиров и шестеро яхтсменов, называть которых матросами язык не поворачивается — кандидаты наук, мастера спорта, яхтенные капитаны: Анатолий Кузнецов, Александр Кузнецов, Андрей Марков, Станислав Черкес, Владимир Терняк, Александр Плякин. Средний возраст команды — 35 лет.
Не вникая в детали невероятно сложного плавания, в том числе и в психологическом плане, просто порадуемся. Они первыми из нас прошли из Тихого океана в Атлантику с видом на мыс Горн — это нечто вроде Эльбруса в яхтинге. Теперь каждый мог носить серебряную серьгу в левом ухе. Но тогда еще по-советски серьга в ухе для мужчин, равно как и мини-юбка для прекрасного пола, были под мягким запретом…
На кругосветном пути было всего несколько коротких заходов в порты на маршруте: Санта-Крус на острове Тенерифе, Хобарт на о. Тасмания, о. Св. Елены в Атлантике, Сеута в Испании, Ла-Валетта на Мальте и Варна в Болгарии. В Николаев яхта «Икар» вернулась 31 июля 1988 г., проделав за 325 суток путь вокруг Земли протяженностью 31 000 миль.
Плавая на гособеспечении, команда не попала в тиски валютного безденежья и проблем с питанием. Это станет обыденным в эпоху рыночного разгула. И сегодня без богатого спонсора отправляться в дальние края рискованно. Ребята не стали героями и лауреатами, но без грамот и других подобных знаков внимания страны Советов не обошлось. А памятник «Икару» пока не поставили, но память о нем не угасает.
В Николаевском Музее судостроения и флота стоит мастерски сделанная модель яхты как напоминание о непреходящей ценности того, что совершили яхтсмены во главе с Борисом Немировым. В этом музее хранятся восторженные отклики людей, сравнивающих поход «икаровцев» с орбитальным полетом космонавтов. Это было открытие новой эры, это было вообще первое спортивное или любительское плавание вокруг Земли с тех пор, как в XIX веке закончилась эра русских кругосветных исследовательских экспедиций.
Все 70 лет советской власти океан был табу для спортсменов. А моряков, готовых сбежать с торговых судов где-нибудь в узкостях вроде Ла-Манша или Гибралтара, сторожили обученные представители «органов» с нелишними в таких случаях пистолетами. Так сказать, Родина или смерть…
Плавание команды «Икара» олицетворяет символику подвига сына Дедала, оно стало вехой в самом понимании свободы, когда впервые для любого человека открывается путь в океан, в это никому не принадлежащее и свободное от притязаний и запретов пространство. Известный писатель-маринист Виктор Конецкий прислал поздравление команде с нужной в то время поддержкой: «Никто пути пройденного от вас не отберет». Это на тот случай, если кто-то из завистливого племени чиновников однажды скажет: «С этим еще надо разобраться». Слава богу, не «разобрались».
Мы помним об этом кругосветном плавании, хотя мне кажется, что о нем надо заявлять на каждом углу нашей России, обделенной вниманием к ее морскому и особенно яхтенному фасаду.
Все участники этой эпопеи здравствуют и доселе, как и сама яхта, стоящая на приколе в Николаеве. А у самого 77-летнего капитана Бориса Немирова, живущего в Архангельске, дочь стала капитаном дальнего плавания…