«Голубая лента Атлантики» - возрождение приза?

Реклама
Профессионал

Рано или поздно история повторяется или возрождается в новом качестве. Наш рассказ о судьбе знаменитого в прошлом приза «Голубой ленты Атлантики»… Как известно, награда эта присуждалась пассажирскому лайнеру, который разовьет наибольшую скорость при пересечении Атлантики.

Сам термин «Голубая лента Атлантики» появился в начале 40-х годов XIX века, учредил этот приз владелец компании, которой принадлежали быстрейшие из лайнеров, пересекавших Атлантику. Судно — рекордсмен в скорости — имело право нести на мачте голубую ленту призера. Время победителя с нескольких суток изменилось до нескольких часов. Почти через сто лет приз получил физическое воплощение, был изготовлен специальный кубок с изображениями кораблей-рекордсменов (британских «Грейт Уэстерна» и «Мавритании», итальянского «Рекса» и французской «Нормандии»). За рекорды в пересечении океана его удостаивались 29 лайнеров.

Последний рекорд поставил американский лайнер «Юнайтед Стейтс» (1952 год), пересекший океан за 3 суток и 12 часов. Так закончилась 114-летняя история приза. По этой причине знаменитый кубок и по сей день хранится в Филадельфии, США. Теперь наступила пора авиалайнеров, сокративших время в пути через океаны раз в 20!

Реклама

Не случайно идею «Голубой ленты» подхватили океанские гребцы, у которых скорости сравнимы с обычным пешеходом, а время пересечения океана исчислялось сотнями или десятками дней. Условия для установления рекордов — идеальные. Потому в январе 2011 года состоялись первые старты четырех гребных лодок в субтропиках Атлантики. Это и была первая гонка за приз «Голубой ленты океанской гребли». Этот приз был учрежден в Обществе океанских гребцов при содействии редакции Книги рекордов Гиннесса и других родственных организаций, причастных к океанским гребным марафонам. Он представляет собой фигурку морского конька, восседающего на земном шаре.

Желание побить рекорд становится правилом
Реклама

Заметим сразу, что с появлением скоростного рекорда тут же находились желающие его улучшить. Но не все так просто, как оказалось… Скажем, самое первое пересечение Атлантики от Нью-Йорка до Англии на 5,5-метровой лодке «Фокс» совершили норвежские рыбаки Джордж Гарбо и Фрэнк Сэмуэлсен в 1896 году всего за 55 дней и 13 часов. Далее последовали множество попыток улучшить этот рекорд. Но увы, этого не получалось целых 114 лет. Лишь в прошедшем 2010 году четверка британцев с неугомонным сокрушителем рекордов Левеном Брауном прошла на 7-метрой лодке маршрут именитых норвежцев почти на 12 суток быстрее. Впрочем, гребцов было четверо. Разве рекорд был побит?

Другой рекорд на самой популярной трассе в субтропиках и тропиках

Реклама
Атлантики установили в 1992 году 11 французов на 16-метровой галере «Мондиале». Время пересечения Атлантики по маршруту о. Пальма — о. Мартиника составило 35 суток и 8 с половиной часов… Настырные британцы, извечные соперники французов на море, пытались в течение 15 лет покорить этот рекорд. Но тщетно.

Тогда в 2007 году уже упомянутый Левен Браун взял у французов в аренду лодку-рекордсменку, стоявшую доселе в парижском музее, и с британско-ирландской командой из 14 гребцов на обновленной «Мондиале-2» установили-таки новый рекорд: 33 суток и 7,5 часов. Случилось это в 2008 году.

Рекорд «Мондиале-2» — стандарт для борьбы за приз «Голубой ленты океанской гребли»

Заметим, что гонки океанских гребцов проводились регулярно с 1993 года. Отмечались победители, указывался временной рекорд. Но никаких поощрений, денежных или иных призов!

Реклама

Теперь же, с 2010 года «Общество океанских гребцов» утвердило рекордное плавание «Мондиале-2» в качестве стандарта для последующих попыток улучшить рекорды в скорости пересечения Атлантики на гребных лодках. Было рассчитано, что «Мондиале-2» показала среднюю скорость 3.255 узла. Эта скорость является главным показателем для получения учрежденного приза «Голубая лента океанской гребли», присуждаемого за самую высокую скорость на маршруте.

Рекордсмен гонки — британский тримаран «Hallin Marine»

Первой лодкой, покорившей рекорд «Мондиале-2», оказалась лодка-тримаран «Hallin Marine». Лодку построили в Нью-Йорке в компании «ROC Expedition» (дизайнеры Рой Финлей и Курт Хьюз). Шестерку британцев возглавил 56-летний шкипер Дэвид Хоскинг. Среди пяти гребцов-мужчин — одна 29-летняя женщина.

Реклама

Лодка и впрямь необычна. Длина главного корпуса — 12.2 метра, причем корпус необычайно узок: в самом широком месте всего 1 метр! В этой самой широкой части разместились три подвижных слайда-сидения для гребцов. Старт тримарана состоялся в марине Сан Мигель на острове Тенерифе.

Спустя 31 день 23 часа и 31 минуту лодка ткнулась в горячий песок на пляже порта Сент-Чарльз на о. Барбадос с триумфом победителя и рекордсмена. Скорость тримарана на переходе — 3,84 узла, перекрыла рекордную скорость «Мондиале-2», равную 3,255 узла! Залив свою команду струями шампанского, шкипер Дэвид, однако, о владении призом не помышлял, дожидаясь финиша лодки-соперника «Sara G».

11-метровая «Sara G» — победитель гонки и обладатель приза
Реклама

Шкипер команды Мэт Краугвелл сам построил свою собственную традиционную лодку c тремя гребными слайдами-сидениями для парной гребли (каждый гребет двумя веслами). Ее длина 11 метров, ширина 1.8 метра. Лодка таких размеров необычно легкая: с гребцами и снаряжением весит не более 1750 кг.

Сразу бросается в глаза, что Мэт для гонки в 2011 году полностью сменил команду. Теперь его шестерка — это гребцы из Британии, Ирландии, Исландии и Мальты. Средний возраст гребцов — 30 лет. Они набирались не по принципу их стажа или опытности в гребле. В команде, к примеру, два гребца до этого понятия не имели о гребле и тем не менее блестяще прошли испытание невероятными тяготами.

Реклама

Лодка стартовала в порту Тарфая (Марокко) и финишировала у причала в порту Сент-Чарльз на острове Барбадос на глазах пришедшей ранее команды тримарана «Hallin Marine». Именно «Sara G» с шестью гребцами стала победителем гонки, показав среднюю скорость 3,90 узла, и получила приз «Голубая лента океанской гребли».

Аутсайдеры-новаторы на катамаране и лодке с распашными веслами

Третье место в гонке занял международный экипаж с 16 гребцами на первом в истории гребли гребном катамаране «Big Blue» с распашными веслами — ноу-хау американской компании «ROC Expedition» в Нью-Йорке. Любопытно, что президентом и исполнительным директором этой компании является гражданин Грузии 36-летний Давид Давлианидзе, прибывший в США в 1997 году. Заметим, на каждом корпусе катамарана устроено по 4 гребных слайда-сидения и каждый гребец работает одним веслом.

Реклама

Четвертая лодка «Британия-3» с новаторским широким корпусом позволила разместить по 4 гребца с распашными веслами на каждом борту. Как и на катамаране американцев, здесь каждый гребет одним веслом. Шкипер на лодке с командой из 14 человек — 38-летний Саймон Чок, выдающийся британский гребец, организатор океанских гребных марафонов и 5-кратный покоритель двух океанов.

Пока новаторская идея с распашными веслами себя не оправдала. Только будущее решит, какая система гребли победит: парная или распашная…

Реклама