Первые шахматные программы были весьма примитивными. Они оценивали, какой ход будет лучшим в данной ситуации, не имея общей стратегии игры. Такой метод «обдумывания» обычно шел вразрез с шахматной теорией. С одной стороны, классический шахматист, знакомый с теорией шахмат, поначалу оказывался в непривычной ситуации — компьютер не разыгрывает традиционные дебюты. С другой стороны, сыграв несколько партий, человек понимал, что компьютер не имеет общей стратегии, а посему заманить его в ловушку довольно просто. Шахматные программы того времени напоминали ребенка-самоучку, которому показали как «ходят» фигуры.
Программисты учли эти замечания, и уже через некоторое время электронные шахматисты стали разыгрывать традиционные дебюты, стали считать варианты более глубоко. Вспомним противостояние машины и Гарри Каспарова: если первый матч дался Каспарову довольно легко, то второй уже нет. Но Каспаров играл с суперкомпьютером. Персональные компьютеры в силу слабой тогда еще мощности процессоров были не такими уж грозными соперниками.
Сейчас все изменилось. Современные процессоры стали мощнее. В них используются несколько ядер, размеры и скорость работы оперативной памяти так же возросли существенно. Да и алгоритмы игры стали более совершенными. Играть против машины стало трудно, и матч Владимира Крамника тому подтверждение.
Но такие матчи, на мой взгляд, шоу. Посмотреть один раз можно из-за интереса. Даже если машина будет стабильно обыгрывать сильнейших шахматистов мира, то это не убьет шахматы как спорт. Шахматы может убить использование компьютеров при игре людей против друг друга. Сегодня уже не секрет, что при подготовке к партии профессиональные шахматисты используют компьютеры. И технические возможности их сейчас таковы, что за небольшое время можно просчитать всю партию от начала до конца.
Безусловно, все готовятся к предстоящей партии, и раньше шахматисты просчитывали, как они будут разыгрывать дебют. Но они делали это сами — своей головой. Сегодня же, наблюдая за игрой шахматной элиты, мы можем видеть, что порой до середины партии идет разыгрывание домашней заготовки. И, по моему мнению, именно это приводит к снижению интереса у людей к этому виду спорта. Уже нет такого накала, как раньше. Зубрежка дебютов — вот что приводит сейчас к победе.
Возможен ли выход из этой ситуации? Определенно сказать можно только то, что тех шахмат, которые мы полюбили в свое время, уже не будет. Не будет тех переживаний что были на протяжении всего прошлого века. Шахматы изменились, как изменилась и наша жизнь. Шахматы стали более быстрыми и техничными, почему-то функционеры из ФИДЕ считают, что так они стали более зрелищными. Но есть вещи, которые не должны меняться, во всяком случае, так стремительно.
Возможно, шахматы в современном виде останутся как игра, но как спорт с таким развитием техники они могу скоро изжить себя. А возможно, шахматы изменятся. Эту мысль активно пропагандировал одиннадцатый чемпион мира Роберт Фишер, он предложил перед каждой партией проводить жеребьевку положения фигур на доске. Таким образом, исключается возможность домашних заготовок и соперники будут соревноваться, опираясь только на свой собственный ум. Такой вариант игры получил название Бобби-шахматы.
Обратите внимание — он затронул этот вопрос в 70-х годах прошлого века! Тогда эта идея не нашла поддержки, и к ней относились как к шутке. Но может, пора пересмотреть свои взгляды?