А теперь перенесемся из безмолвия космоса в обычный уличный туалет под Сочи. Сверху здание туалета оштукатурено, внутри ряд отверстий в полу. Не буду вдаваться в подробности.
Короче, имеется туалет типа «сортир». На входе бабушка лет семидесяти принимает плату за вход и важно отмеряет каждому строго определенное количество туалетной бумаги. И вот в чем великолепие Сочи: в нестандартности подхода! Над головой бабуси висит объявление красными (для лучшей видимости) буквами: Объект охраняется. Ведется видеонаблюдение.
Прочитав это, я застыл и даже забыл, зачем я пришел в заведение типа «сортир». Что же хозяева туалета здесь прячут в дырах в полу (в «очке», по-народному), что требуется охранять? Зачем при помощи дорогостоящей аппаратуры вести видеонаблюдение за посетителями? Какие государственные тайны могут быть здесь раскрыты? Я мельком взглянул на бабусю-кассиршу и как-то сразу понял, что это не просто бабуся, а спецагент на задании! Уж больно много недоверия было в ее глазах, когда она буравила меня взглядом.
В глазах ее стоял немой вопрос: «Ты чего это, милок, сюда пришел? Все разнюхиваешь, выведываешь?» Разнюхивать я ничего не планировал. Не в японский сад, знаете ли, пришел. Я стал стрелять взглядом по углам сортира в поиске змеиного глаза видеокамеры. Но хозяева так хорошо, очевидно, запрятали аппаратуру в стены, что я ничего не увидел. Если же серьезно говорить, то надпись эта меня развеселила весьма сильно. Настоящая экзотика, остроумная, нестандартная.
Сочи вообще дышит экзотикой. Мне, жителю равнины, совершенно непонятно, как можно строить такие причудливые по архитектуре здания на горе. На склоне одно здание высится над другим, ступенчатость размещенных построек поражает. И ведь не боятся сочинцы, что вышестоящий на горе дом вдруг поедет вниз по склону, круша другие дома на своем пути. Горные-то породы, наверное, движутся. Сам видел там панорамы разломов земной коры, которым миллионы лет.
Но в Сочи все равно активно строят всякого разного. И много. Нет, не так. Баснословно много! Я много где бывал в России и скажу без прикрас: Сочи — самый бурно развивающийся регион (после столицы). Буйство архитектурных стилей, повсеместное строительство. Над всем городом высятся строительные краны. Целый легион. Они глядят на город, как стая страусов на страусиной ферме. Не буду врать, некоторые сочинцы говорили мне, что поддерживают, с одной стороны, столь бурный рост региона, но при этом жаловались, что Сочи теперь — «одна огромная стройплощадка. Везде сверлят, долбят». Терпят сочинцы. Понимают, что есть необходимость в обновлении города.
В будущей олимпийской столице рядом с суперсовременными домами, гостиницами, отелями немало ветхих, брошенных домов — подчас сущих хибарок. Ступени к ним осыпаются, дороги ветшают. Хотя обновление жилого фонда идет, но картина, когда слева у вас великолепно отделанная мини-гостиница в три-четыре этажа с бамбуковым садом и водопадом зелени, обвивающей балконы, а справа — покосившаяся хибара с черной крышей, где вздыбился старый шифер, — не редкость еще на просторах Сочи. Уверен, при продолжении существующей политики в городе придет время, когда хибар почти не останется, а их заменят новейшие современные здания. Но на это нужно время. Пока же сей архитектурный диссонанс
О бурном развитии региона также говорит еще одна экзотическая вещь — автомобильные пробки в горах! Это совершенно поразительное явление для жителя равнинных территорий. Когда-то в этих горах типичной пробкой была ситуация, когда один погонщик ослика встречался на узкой дороге с другим погонщиком. Теперь же на узкой в общем-то дороге в горах на Лазаревское многочасовая пробка — обычное явление. Едешь-едешь, горы вокруг, и вдруг — бац! — дикий горный затор! На том месте, где некогда не спеша расходились погонщики осликов.
Теперь ослики стали железными и их (автомобилей) развелось огромное количество. Да и «погонщиков осликов» (водителей) стало видимо-невидимо. В результате такая экзотичная особенность, как дорожная пробка высоко в горах, где, кажется, можно рукой коснуться облаков, вполне обыденное явление. Я полагаю, в подобной пробке романтично признаться, скажем, в любви. Или прочитать стихи: «Как горный орел на вершине Кавказа». Или выйти и сорвать горный цветок любимой женщине. В общем, пробки в горах вызывали у меня чувства умиления и новизны. Экзотика Сочи!
Однако истинная экзотика — это растительный мир Сочи. Буйство зелени, сумасшедшие по размерам шапки жестких листьев пальм. Прохлада бамбуковых рощиц, где чувствуешь себя этаким папуасом, прямо-таки хочется срезать один из них и сделать плевательную трубочку. Огромные горы, покрытые лесами. Кажется, что почвы здесь такие, что воткни отшлифованный черенок от лопаты — и безжизненная древесина вдруг впитает в себя соки земли и расцветет пышным цветом.
Кое-где вы идете по Сочи, и за шиворот вам падают с деревьев спелые плоды абрикосов, алычи и прочих фруктов. Если в Москве на вас в основном падает тополиный пух и перья от пролетающих мимо ворон, то в Сочи — ароматный абрикос, да по темечку… Это так благоухающее и благородно. В каждом причудливом листике на кусте или на дереве живет и играет бликами экзотика Сочи.
Есть еще одна вещь в Сочи, которая показалась мне жутко экзотичной. Она касается организации дорожного движения в городе. Как говорится, если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно! Если светофоры зажигаются тремя цветами, то это нужно шоферам, пешеходам, велосипедистам и проч. А в Сочи, мне показалось, что трехцветные светофоры не нужны. За все восемнадцать дней, что я провел в Олимпийской столице, почти все светофоры работали исключительно в режиме мигающего желтого сигнала.
Пешеходов пропускают, как и положено, повсюду действует правило помехи справа (если иное не предусмотрено законами). Но ведь светофоры-то зачем-то когда-то ставили на сочинских перекрестках! И вообще, светофоры должны работать и подмигивать водителям не только желтым цветом, но и красненьким (да и зелененький не помешал бы). Но — нет такого!
Сначала я решил, что все светофоры в Сочи переведены в режим мигающего желтого в целях экономии электроэнергии. Но потом, увидев, сколько сотрудников ГИБДД на жаре вручную машут полосатыми палками, свистят в свистки, отбросил эту дерзкую мысль. Я понял, что людям в форме, в отличие от столбов с тремя горящими разными цветами секциями, нужно зарплату платить! Живыми деньгами, а не киловаттами, как бездушным лампочкам. У меня закралась мысль, что светофоры «вырублены» для того, чтобы как можно больше количество людей не лоботрясничало, а трудилось. Пусть и на ниве регулировки дорожного движения.
Но я ошибся. Местные водители растолковали мне, что остановились власти города на мигающем желтом сигнале почти на всех светофорах потому, что если включить обычный трехцветный режим, то город напрочь «встанет». А с мигающим желтым хоть как-то что-то где-то да движется.
Как видите, Сочи просто изобилует разнообразной экзотикой. Приезжайте и убедитесь сами.