Боксёр или художник? Олимпийский чемпион Владимир Сафронов

Реклама

Мельбурн 1956 года, где проходили XVI Олимпийские игры, стал путеводной звездой в судьбе 22-летнего Владимира Сафронова.

Его достижение оказалось уникальным в истории отечественного спорта. Посудите сами: приехать на Олимпийские игры перворазрядником по боксу, а вернуться заслуженным мастером спорта, минуя ступень мастера спорта! Такого случая в истории отечественного бокса еще не было и, возможно, уже не будет.

Владимир Константинович Сафронов родился 29 декабря 1934 года в Иркутске. Но если говорить только о спортивной биографии этого человека, картина будет далеко не полной. Владимир с детства увлекался рисованием, а после 7 класса поступил в художественное училище.

Реклама

Боксом Владимир начал заниматься в городе Улан-Удэ, здесь его первыми наставниками по боксу были Александр Ринчинов и Владимир Николаев. Впоследствии бокс и рисование навсегда переплелись в жизни Владимира Сафронова.

Известный советский боксер и друг В. Сафронова, двукратный чемпион Европы по боксу Виктор Агеев отмечал, что после знакомства с уже знаменитым тогда олимпийским чемпионом он перестал воспринимать его как боксёра. Мешал этому очень мягкий, интеллигентный характер и постоянные разговоры о живописи, которые можно было услышать даже в раздевалке перед боем.

Новички бокса, бывало, удивлялись, наблюдая, как на спортивных сборах Владимир проводил все свободное время на природе с этюдником. По словам Агеева, бокс существовал для Владимира Сафронова только как приложение к профессии художника. Хотя сам Сафронов за один год до своей смерти сказал: «Я не склонен переоценивать свои достижения в графике, здесь мне еще далеко до тех олимпийских высот, которых я достиг в спорте».

Реклама

Но вернемся к Олимпийским Играм 1956 года в Мельбурне. Как получилось, что молодой и малоизвестный спортсмен попал в олимпийскую сборную СССР по боксу?

Успехи в боксерской карьере приходили к Владимиру постепенно: сначала победа среди юношей в первенствах города Улан-Эдэ и Бурят-Монгольской республики, затем победа в первенстве города Иркутска и на зональных соревнованиях Сибири и Дальнего Востока. Наиболее заметными стали победы в 1954 году на чемпионате РСФСР и в 1955 году на первенстве ВЦСПС в полулегкой весовой категории.

После призыва в Советскую Армию, службу в которой молодой боксёр проходил в Чите, а затем в Москве, Владимир выступал в составе сборной ЦСКА и в 1956 году одержал победу на Спартакиаде народов РСФСР. Именно тогда тренерский штаб сборной СССР по боксу обратил внимание на 21-летнего боксера и решил включить его в состав предолимпийских сборов, которые проходили в Ташкенте.

Реклама

Бесспорным фаворитом советской сборной по боксу был тогда заслуженный мастер спорта, полулегковес Александр Засухин, спарринг-партнером которого на сборах был Владимир Сафронов. Но внезапная травма Засухина (перелом пальца) вынудила тренерский состав искать ему замену. Выбор был сделан в пользу Сафронова.

Надо отметить, что еще в юношеские годы Володя Сафронов отличался хорошими природными данными, которые впоследствии были усилены техническим арсеналом: после стремительных многоударных серий и коронного удара правой через руку, многие соперники боксёра оказывались на настиле ринга. Сюда следует добавить тактическое мышление, умение гибко перестраивать тактику во время ведения боя, и, конечно же, нельзя не отметить упорство молодого боксера, иногда граничащее с фанатизмом.

Реклама

На Олимпийские игры Владимир Сафронов приехал «тёмной лошадкой». Тренерский состав не возлагал на него особых надежд в завоевании золотой награды. Но, вопреки ожиданиям, в первых трех боях Владимир одержал убедительные победы: сначала над итальянцем Агостино Коссиа, потом над французом Андре де Соуза, который был буквально смят и подавлен ураганными ударными сериями советского боксёра. Третий бой с длинноруким поляком (к тому же — левшой) Генрихом Недзведским был более сложным, но высокий темп боя и постоянные атаки со средней и ближней дистанции склонили чашу весов в пользу нашего спортсмена.

Соперником Владимира в последнем, финальном бою Олимпиады был британец, чемпион Европы Томас Николлс. Сам Николлс не придавал этому бою особого значения и считал, что золотая медаль уже практически в кармане сборной Великобритании. Иные планы были у нашего боксера. На всех боях британца Владимир сидел с блокнотиком и постоянно что-то в нем зарисовывал. Оказалось, что, делая наброски во время боев, Владимир изучал тактику своего грозного соперника, анализировал его сильные и слабые стороны. Кто еще из известных вам боксеров обладал таким вдумчивым подходом к бою?

Реклама

В начале боя Николлс навязал Сафронову свою знаменитую манеру, и первый раунд был проигран нашим боксёром. Во втором раунде рисунок боя совершенно изменился, Владимир начал использовать тактические приемы соперника против него самого, и, надо отметить, британец несколько растерялся и даже успел побывать в нокдауне после неожиданного пропущенного удара.

В третьем раунде, понимая, что бой может быть проигран, Томас Николлс пошел «ва-банк» и предложил нашему боксеру так называемую «рубку». Советский боксер, известный как любитель плотного и жесткого боя, принял вызов с азартом и рвением, в результате чего судьи отдали победу нашему олимпийцу со счетом 3:2. Так неожиданно и триумфально завершилось выступление на Олимпиаде малоизвестного 22-летнего боксера, ставшего в одночасье легендой советского бокса.

Реклама

Вернувшись на Родину, Владимир Сафронов продолжил учебу в студии военных художников имени Грекова, хотя бокс не оставил и сумел победить на чемпионатах СССР в 1958 и 1962 годах. Но к занятиям боксом после Олимпиады он уже не относился с таким фанатизмом, как раньше. Дальнейшая жизнь знаменитого боксера была посвящена художественному творчеству, несколько лет он работал художественным редактором в издательстве «Физкультура и спорт» и за это время приобрел много друзей в сфере искусства.

К сожалению, как и многие творческие натуры, Владимир в последние годы своей жизни страдал от алкогольной зависимости, которая привела его к преждевременной смерти. Он умер всего за три дня до своего 45-летия.

Реклама

Сейчас трудно предполагать, что послужило причиной трагического завершения жизни человека, который навсегда вошел в историю не только советского, но и российского бокса. Его жизнь была полна парадоксов: интеллигентная во всех отношениях личность — и в то же время страсть к победам в таком истинно мужском виде спорта, как бокс. Воля к победе в спорте — и поражение в бою с жизнью после спорта. Художник и боксер.

P. S. Я думаю, что настоящий спорт как выражение красоты и силы человеческого духа граничит в этих понятиях с истинным искусством. Искусство требует такой же самоотдачи и самоотверженности, как и спорт, в этом они близки и схожи.

Может, поэтому многие выдающиеся люди своего времени совмещали науку, поэзию, литературу, живопись и занятия боксом: Пифагор, Джордж Байрон, Артур Конан Дойл, Александр Дейнека.

Реклама