Сразу после появления кубика Рубика в СССР началось массовое помешательство на необычной головоломке. Молодёжь сутками напролёт зубрили и разрабатывали алгоритмы быстрой сборки. Школьники за партами морщили лбы не от решения задачи, а из-за трудности собрать третий, самую трудный слой кубика, скрытого за учебником. Мало в каких дворах не собирали «рубик» на время, а те пацаны, кто с завидным постоянством показывал не более трёх минут пользовался огромным уважением. Мастера-рубисты могли с закрытыми глазами могли превратить правильно собранный рубик в невообразимый узор или национальные флаги на гранях, доносилось лишь как молитва «верх-фронт-лево-фронт…». И только «салаги», не постигшие тайны послойной сборки, пытались «собрать» головоломку с помощью отвёртки, отчего порой по всей квартире валялись квадратные детальки, а мебель, портфели и тетрадки пестрели от ярких наклеечек с так и не свинченных кубиков.
На радость спекулянтам кубики венгерского производства сразу же стали дефицитом, и головоломки, стоившие в магазине по 4.50, появились на чёрном рынке за 10, даже за 20 рублей, — это составляло половину минимальной пенсии по старости. Это кажется невероятным — в стране, где всё было пропитано «идейностью» и борьбой со всем западным, а значит «буржуазным» и «идеологически чуждым», даже в главном научном журнале «Наука и жизнь» с начала 80-х годов регулярно печатал формулы сборки (понятными только заядлым собиральщикам обозначениями), расписывались целые теории сборки, а на обложке красовались какие-нибудь «мезоны» или «чёрные вишни» — узоры на кубике Рубика, придуманные и собранные читателями журнала. С 1985 года начал выходить многосерийный мультфильм «Кубик Рубика», и даже в детских телесказках можно было увидеть персонажа с «Рубиком» в руках.
Конечно, после знаменитой «Игры в 15» (так называемых «пятнашек») кубик Рубика оказался самой популярной в мире, и в особенности — в СССР, головоломкой (да и едва ли сравнится увлечение старыми играми вроде «пятнашек» с тем оглушительным бумом, который наделала головоломка Рубика). И всё-таки — в чём тайна обычного с виду кубика, состоящего из двадцати четырёх элементов и шестиосного шарнира? Может — в колоссальном количестве вариантов положений (а их, согласно вычислениям учёных, многие квинтиллионы)? Или же сама парадоксальность параллельных и перпендикулярных поворотов сводила с ума молодых людей? Пожалуй, и это имело место. И всё-таки манящая тайна кубика Рубика так и не разгадана.
Что-то поманило советскую молодёжь в пришедшей из-за бугра головоломке. В ярких гранях и безграничности вариантов мы как будто увидели что-то чистое от всякой идеологической мишуры. И что-то вечное, как постоянно вращающиеся грани кубика…