Тем более что на подобных лодках можно заплывать в любые дебри — у них осадка намного меньше, чем у легких алюминиевых плоскодонок, и они не боятся мелководья. С ними даже ног не замочишь — бросил в воду, забрался в неё и поплыл. Тяжелые нерезиновые лодки приходится отталкивать от берега, забираясь при этом в воду по колено.
Один из самых больших плюсов «надуваек» — дешевизна. Кроме того, они имеют и реальные минусы — если слишком навалиться на борт, то такую лодку легко опрокинуть, и неосторожный рыбак рискует потерять все свое снаряжение, а то и искупаться в ледяной воде. Второй минус — материал лодки, хоть его и делают устойчивым к механическим повреждениям, имеет особенность прокалываться на мелководье об острые камни (хотя есть и такие, что проколоть невозможно, но о них чуть ниже). Поэтому надо хотя бы приблизительно знать глубину водоема и что из себя представляет его дно.
Кроме разницы качества продукции, есть ещё и различные модели и конструкции, каждая из которых удобна в одних случаях и неприемлема в других.
Конструкции надувных лодок
Гребная надувная лодка, или, как её ещё называют, шлюпка — самая распространенная конструкция «надувайки». Это любимая лодка всех рыбаков — она дешева, компактна, ходит как под веслами, так и под мотором. На корме у таких лодок есть простенький навесной транец, на который можно подвесить легкий мотор, и тогда шлюпка превратится в моторку. Надувные шлюпки стоят немного, но от них многого и не жди — это маленькие лодочки, рассчитанные максимум на двоих пассажиров, да и плавают они на небольшие расстояния. Сильных течений им не преодолеть, поэтому использовать их можно только в тихих озерцах и заводях.
Моторные надувные лодки, которые иногда называют спортивными, подразделяются на несколько типов. Это уже более дорогие и более прочные модели.
На лодке с наборным дном из жесткой фанерной слани можно подняться во весь рост, не боясь опрокинуть её. На ней можно установить шестилитровый мотор, который тянет груз до четырехсот килограммов даже против течения. Длина таких лодок может быть до трех метров, то есть понятно, что для простых рыбачков — это уже излишество.
Моторки с надувными дном и килем имеют более хорошую устойчивость, имея при этом весьма легкий вес. Естественно, эти качества приходится оплачивать, и стоит такая лодка на порядок больше, чем обычные моторки. Размер её впечатляет — это уже не рыбачья лодочка, а весьма вместительная моторка для семейного отдыха — она запросто примет на борт четырех пассажиров, которым не придется бояться опрокинуться. Одно из минусов и обычной сланевой моторки, и с надувным килем — слабая защита дна от проколов.
Моторки с жестким полом и надувным килем позволяют ходить на дальние расстояния. В таких лодках дно выложено широкими листами из фанеры или алюминиевых пластин. Конструкция позволяет производить лодки длиной пяти метров — это уже почти яхта. Грузоподъемность её внушительна — до тонны. Понятно, что в одном рюкзаке её не унесешь — она складывается в две сумки. Причем стоят эти лодки дешевле, чем с надувным дном.
Моторки с жестким накладным дном и вовсе ничего не боятся. RIB-лодки, как их ещё называют, имеют очень хорошие характеристики. Жесткий подвесной киль не позволит проткнуть дно. Кроме того, жесткая конструкция позволяет нацепить на лодку и рубку управления, и более мощный мотор, позволяющий развить весьма высокую скорость. Один из самых неприятных минусов — большие размеры в разобранном состоянии. Именно из-за этого подобные лодки большой популярностью не пользуются.
Материал и способы сваривания швов
Что касается материалов, из которых лодки изготовлены, то к этому надо отнестись серьезно. Большинство надуваек делают из поливинилхлорида, это довольно дешевый материал, и именно поэтому надо знать обо всех его минусах.
Во-первых, ПВХ боится бензина и различных растворителей, и если разлить какой-нибудь химикат и вовремя не смыть, то поверхность лодки будет размягчена, а то и растворена до появления трещин и дыр. Во-вторых, поливинилхлорид очень не стоек к механическому трению, так что протереть его до дыр можно легко, даже не заметив этого. Понятно, что если вы собираетесь навешивать на свою новую надувайку бензиновый мотор, то либо не стоит брать лодку из ПВХ, либо придется быть очень осторожным.
Лодки из хипалона намного прочнее и надежней. Хипалон — это резиноподобный материал, которому не страшны ни химические растворители вроде бензина, ни прямые солнечные лучи, каким бы жарким не было солнце, ни трение о песчаное дно. Ясно, что материал этот стоит дороже ПВХ, но зато он намного надежней — на лодке из хипалона можно спокойно плавать и не осматривать её каждый раз на предмет повреждения.
Кроме этого, нужно обращать внимание на то, как именно сделана лодка, которую вы собираетесь приобрести. Лодка из самого распрекрасного материала, но сделанная некачественно, не может быть надежным спутником. Первым дело нужно смотреть на то, как сделаны швы: с помощью вулканизации, ультразвуковой сварки или склеивания.
Склеивание — это весьма неплохой способ, однако если клееные швы применимы на ПВХ, то это не самый лучший вариант. Хипалон же, наоборот, очень хорошо держит такие швы. Ультразвуковую сварку или вулканизацию выгодно применять на швах ПВХ, так как материал этот идеально подходит для подобного сваривания. Кроме того, более прочные швы имеют дополнительные накладки, которые защищают шов от стирания.
Надеюсь, эта статья поможет людям разобраться в мире надувных лодок и выбрать для себя оптимальный вариант.