Главный спортивный инвентарь игроков — стол и кий. От их качества во многом зависит, кому достанется крупный выигрыш, поэтому важна каждая мелочь.
Казалось бы — стол и стол. Ровная поверхность на ножках, ничего сложного. Но, оказывается, изготовить хороший стол не легче, чем уникальный музыкальный инструмент. Необходимо точно выдержать геометрические размеры и обеспечить их стабильность на длительное время.
Покрытое сукном игровое поле должно быть устойчивым и идеально ровным, углы, лузы и борта подогнаны до долей миллиметра. В основе поля — шлифованная каменная плита. В мире не так уж много ее производителей: Бразилия, Китай и Италия. Плита игрового поля состоит из пяти частей, каждая весом 180 килограммов. При этом допустимые погрешности в размерах всего 5−7 миллиметров.
К сукну предъявляются требования, на первый взгляд, непонятные. Наверняка многие замечали на бильярдном столе белые пятнышки, похожие на следы ожогов, как будто кто-то из игроков неосторожно уронил тлеющую сигарету.
Это и вправду ожоги, но курение к ним не имеет никакого отношения. Вращающийся шар в месте соприкосновения со столом может разогреться до 500 градусов. Температура вполне достаточная, чтобы ткань загорелась. Жароустойчивость — одно из требований к сукну, ввиду которого материал довольно дорог.
Ножки стола, царги и борта изготавливают из дерева и покрывают несколькими слоями лака. Путь дерева к лакировке неблизкий. Самый первый этап — сушка. Даже с использованием современного сушильного оборудования сырье — дубовые брусья толщиной 6 сантиметров — высыхает со скоростью 1 мм в сутки. Нетрудно подсчитать, что весь процесс длится два месяца. И это только начало.
На следующем этапе брусья распиливают и склеивают заготовки для деталей стола. Например, на одну ножку может потребоваться до полусотни составляющих. Такая технология сберегает ножки от растрескивания и увеличивает срок их службы.
Правильный кий в руках умелого игрока — половина успеха. Профи пользуются мастеровыми киями, изготовленными на заказ. Стандартный вес кия 700 граммов, но для опытного игрока разница в несколько граммов очень существенна.
Неправильно сделанный, плохо сбалансированный кий бьет неточно. Не видимая любителю погрешность удара на большом расстоянии превращается в существенное отклонение от заданной траектории.
Стоимость авторского инструмента доходит до 1000 долларов, отдельные экземпляры в 5−10 раз дороже. И дело не только в престижном бренде или богатой отделке бриллиантами и акульей кожей.
Соблюдая все нюансы технологии, изготовить кий быстрее, чем за полгода-год не получится. Для каждой детали инструмента требуется особая древесина. Для шафта (древка кия) и запилов (лепестков) лучше всего подходит граб. Турняк (основание кия) выполняют из экзотических пород — амаранта, венге, палисандра, эбена.
Сырье тщательно выбирается и сушится до года. Вышедшие из сушки бруски снова внимательно проверяют. На тонкую часть кия годится только один брусок из двух-трех десятков.
Из отобранного просушенного сырья вытачиваются заготовки частей кия, подгоняются и склеиваются. В результате — опять заготовка, но уже для кия целиком. Она «вылеживается» не менее месяца, в течение которого в древесине проявляются все напряжения. Затем обтачивается и снова откладывается на месяц. Пока не будут обнаружены и устранены все погрешности заготовки, процесс может повторяться 3−4 раза. И только после этого по определенному шаблону вытачивается кий.
Но и это еще не конец. Прежде чем инструмент доведут до полной готовности, ему снова надо «отдохнуть» под наблюдением специалистов до 4−6 месяцев. Только после этого кий отшлифуют вручную, покроют лаком или отполируют мастикой, наклеят накладку на бойке. Кстати, даже ее размеры оговариваются в заказе до десятых долей миллиметра.
Что поделать. Люди, выбравшие своей профессией бильярд, чувствительны к каждой мелочи!