Патриотизм
Что обращает внимание путника в Беларуси, так это патриотическая настроенность жителей, поддерживаемая официальными властями. Оглянемся на мгновение в недалекую историю. В советское время на домах вдоль проспектов городов высились массивные буквы с подсветкой: «СЛАВА КПСС!», «МИР, ТРУД, МАЙ!», «ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА!».
Хотя я и был маленьким в те годы, но помню, что часто одна, а то и две буквы в таких вывесках гасли из-за перегоревших ламп, и тогда получалась некая абракадабра. Правда, так как все надписи в те годы были однотипными, догадаться о полном значении слова при неисправностях все равно не составляло никакого труда. Например, понятно ведь, что имелось в виду, когда горели такие буквы: «ВПЕ…ЕД К П… БЕДЕ …ОММУ…ИС…ИЧЕСКОГО …РУДА!». Сейчас, к сожалению, подобных лозунгов нет, и эти гигантские буквы уже не встретишь нигде, кроме, разве что, Беларуси.
Нынче на смену «красным» лозунгам в Минске приходят яркие, современные таблоиды с подсветкой. На эти произведения рекламного искусства приятно смотреть! Например, воин армии Белоруссии в берете слегка набок, с отчетливой эмблемой неких республиканских войск на титульной части головного убора, держит маленькую белокурую девочку. Очевидно, дочку, так как и сам солдат светловолос. И по всему таблоиду струится надпись: «МЫ — БЕЛАРУСЫ!».
Или лихой танцор в национальном костюме, пустившись в пляс, крутит на локтях двух розовощеких девушек-танцовщиц, также экипированных в национальные одежды. Мне, туристу, все это очень понравилось. Реально красиво и патриотично смотрится. В России ведь нет ничего подобного. Я ни разу не щурился на транспарант: «МЫ — РОССИЯНЕ!». Мы и так знаем, что мы — россияне, но я не видел, чтобы государство говорило это с гордостью через рекламное оформление мегаполисов и городков.
Правда, часть населения Минска смотрит на эти таблоиды иронично. Один студент заявил мне, что лучше бы власти стипендию подняли, чем деньги на «наружку» грохать. Я сказал ему, что он ведет себя, как эгоист, и ставит личное выше государственных интересов. На это он резонно ответил, что питается лапшой быстрого приготовления. Я напомнил ему, что студенты всегда жили небогато, я и сам в те годы, бывало, лопал только картоху с луком и кусочками сала. Юный белорус на это мне намекнул, что я устарел, что я из предыдущего поколения, а он — человек 21-го века, и ему нужны хорошие условия. Он желает кушать мясо и нежную красную рыбку, а не картоху с лучком да салом. Что ж, молодежь и в Беларуси пошла нынче «продвинутая». Время не стоит на месте.
Вообще, Минск весьма умеренно покрыт рекламой. Ненавязчивые, можно сказать, скромные билборды. Такого неадекватного буйства, как в Москве, например, нет — когда рекламу скоро будут засовывать не только в почтовые ящики, но и в прочие места отбивающимся жителям. В Беларуси с агрессивностью рекламы много спокойнее.
С такой же гордостью за братьев-славян я смотрел на огромную надпись на длиннющем доме вдоль оживленного проспекта: «КВIТНЕЙ, РОДНАЯ БЕЛАРУСЬ!». По этому проспекту ежедневно ездят вереницы машин, автобусов с туристами, десятки тысяч пешеходов топают по тротуарам по обе стороны. И все эти люди видят, читают, повторяют про себя вольно или невольно: «КВIТНЕЙ, РОДНАЯ БЕЛАРУСЬ!». Патриотические билборды и лозунги читает и молодежь. Как же это здорово, когда будущее страны — пацаны и девчонки — с детства приучается к любви к своей Родине. К любви спокойной, не кричащей, неброской. Такой стиль работы с людьми дорогого стоит. Пусть даже патриотический спектр воспитания частично навязывается государством! Это — осознанная политика страны, и она вызывает уважение.
А теперь хотелось бы провести аналогию между Голливудом и Беларусью, которую, на первый взгляд, трудно представить. Что имеем в исходных данных: почти в каждом фильме Голливуда актеры поднимают американский флаг. Над зданиями, лодками, ледоколами. Над военными базами и над иными планетами. Герои боевых действий спасают стяг от солдат неприятеля. Защищают флаг США от вандализма нехороших людей из остального мира. Или, на худой конец, водружают полосатое полотнище с 51-й звездочкой над своим домом.
Полагаю, что человек, поднимающий флаг своей страны над собственным домом, испытывает чувство уважения к самой стране, раз над родным жилищем он помещает в самую высокую точку символ государства. Есть в этом что-то мистическое: флаг страны над крышей дома символизирует защиту государством как самого дома, так и его жителей. В Голливуде, правда, вечно показывают огромные дома в три этажа. У нас же в деревне попроще. Есть немало почерневших от дождя изб. Нет того глянца, что присущ всем американским фильмам о маленьких городишках или сельских поселениях.
Что меня удивило и вызвало уважение — так это флаг республики Беларусь, реющий над старенькой, но все еще крепкой избой в белорусской провинции. Итак, примерно сто семьдесят километров от Минска. Деревня. Дождь. На черном фоне мокрых бревен дома колышется флаг Беларуси. Обычное подворье. Изба эта — не здание сельского совета, не офис администрации. Обычный жилой дом, построенный лет тридцать назад. Куры кудахчут, коровы щиплют траву, гуси норовят ущипнуть вас за штанину.
На этом тихом деревенском фоне яркое красно-зеленое знамя Беларуси реет над избой и всем сельским пейзажем. Нет в деревне ни коттеджей, ни двухметровых заборов. Скромно все. И такой колоритный образ — стяг. Может, пацан вывесил, может — девчонка. Думаю, вряд ли дед или бабуля. А может, родители детворы местной. Не знаю, но важно другое: эти провинциальные люди
Таким образом, мы видим, что патриотический стержень держит всю конструкцию внутренней государственной политики Беларуси. Лично я ничего дурного в этом не увидел — скорее, наоборот. Для самосознания народа как культурной общности подобный подход весьма полезен.
Заключение статьи — в следующей части.