Откуда Петербург виден «как на ладони»? Исаакий и Смольный

Реклама
Грандмастер

По воле Петра новая столица строилась на ровном, болотистом месте. Царский указ запрещал градостроителям возводить здания выше карниза Зимнего дворца. В результате исторический центр северной столицы получил четкую прямолинейную планировку кварталов из сравнительно невысоких, не более пяти этажей, зданий. Этакий стелющийся, но просторный город. Как он выглядит с высоты птичьего полета?

С будущими знаменитыми живописцами — студентами Академии художеств — иногда проводят занятия прямо на крыше альма-матер. Здание находится в центре Петербурга, и хотя академия размещена далеко не в самом высоком здании столицы, высота крыши всего около 24 метров, все особенности городской планировки открыты как на ладони. В центре академии необычный по нынешним меркам изыск, напоминающий круглый античный дворик. На самом деле это всего лишь дымоход. Давным-давно никто не топит печи. Но подобные украшения сохранились на многих исторических зданиях.

Реклама

Простому туристу нелегко получить разрешение, чтобы взобраться на крышу академии. Но пусть это не огорчает желающих посмотреть на Петербург с высоты. Почти напротив Академии, за Благовещенским мостом на левом берегу Невы — знаменитый Исаакиевский собор.

Красивый золоченый купол хорошо виден со всех улиц и проспектов центра, собор в самом его сердце. Поначалу строительство города бурно развернулось на Васильевском острове. Но затем Петр скорректировал планы и переместил центр будущей столицы на левый берег Невы. Причина проста: строительство мостов обходилось дорого, а самое главное — было трудоемким и длительным.

Собор — крупнейший православный храм Петербурга, в котором до сих пор идут богослужения. Правда, случаются они редко, по особо торжественным поводам. В остальное время собор открыт для посетителей, как и любой музей. Храм построен при Александре I, его высота — 101,5 м. Попасть почти «на самый верх» можно, купив билет, без каких-либо специальных разрешений.

Реклама

В Исаакиевском соборе 112 колонн. На колоннаду ведут 262 ступеньки. Можно не считать, давно уж все просчитано, и номера нанесены прямо на ступени. Первый номер, как и на олимпийском пьедестале, в самом верху. Одолев этот затяжной «пьедестал», посетители попадают на высоту пятнадцатого этажа.

Колоннада Исаакиевского собора — самая известная смотровая площадка Петербурга. С нее отлично видна петровская планировка. Посмотреть, как реализованы задумки царя-реформатора, можно даже по ночам, но только в летнее время. На вершину купола ведет красивая кованая лесенка. Увы — туристам она недоступна.

Смольный Воскресения Христова собор строился Елизаветой — дочерью Петра — как место уединения. Но времена меняют масштабы. Сегодня Смольный совсем не окраина. Трудно поверить, но в петровские времена это была своего рода промзона столицы. На смоляном дворе днища кораблей обрабатывали смолой. Отсюда и название.

Реклама

Двухсотлетнюю кирпичную кладку собора, спрятанную под бело-голубой штукатуркой, венчают крытые железными листами купола. Под ними всегда шумно. Ветер, дующий непрерывно, заставляет железо прогибаться и греметь. По легенде в Смольном обитает дружелюбное привидение Вася. Среди его шуток — дунуть в ухо засмотревшемуся туристу. Иногда Вася оставляет посетителям память о себе — темный неясный силуэт на фотографиях.

Звонница Смольного даже выше Исаакиевского собора. 50 метров над уровнем земли. Настоящий птичий полет, лица людей внизу разглядеть уже трудно. Зато хорошо видна историческая граница застройки Петербурга. За Большеохтинским мостом начинается город двадцатого века.

О других местах, с которых Петербург виден «как на ладони» — в следующей статье.

Реклама