Поэтому в школы сумо и сегодня отбирают учеников по не менее строгим критериям, чем в знаменитые монастыри Шаолиня. Есть даже целое аниме про школу сумо для девочек и трудности поступления в такую школу, а также дальнейшего обучения в ней. Да-да, в Японии сумо обучают и девочек. Глядя на их хрупкие фигурки, трудно представить, что через несколько лет они станут настоящими сумоистками и их трудно будет узнать (если вообще это будет возможно).
Известный нам по телепередаче «Ключи от форта Байяр» Симон — француз — специально ездил в Японию, чтобы выучиться сумо, а затем вернуться во Францию помогать вести телепередачу про форт Байяр, поскольку против японских сумоистов ему крыть оказалось нечем.
Не в пример Симону, некий уроженец Гавайских островов (где много этнических японцев, которых на исторической родине даже за своих толком не признают) отправился в Японию, преодолел все трудности обучения, после чего долгие годы боролся на арене за право быть признанным одним из лучших сумоистов Японии.
Арена — это условно, по-настоящему место для проведения поединков называется дохё, а круг, в котором происходит сам поединок — тавара. Изначально просто очерчивали где-нибудь на дворе или на деревенском току круг, подметали, посыпали песком или опилками. Потом стали покрывать тавара глиной и утрамбовывать, а сейчас используют просто ковры, в том числе из самых современных материалов.
Часто поединки проводились на храмовом дворе под патронажем настоятеля. Впрочем, все сумоисты считаются почти монахами. Начало традиции положил, по легенде, Мусасибо Бэнкэй, друг Сама-но Куро Ёситсунэ, который мало того что ходил по головам и плечам в переполненном храме — мог своими ручищами заломать кого угодно, давка в сабвэе современного Токио ему была бы нипочём. Он один бы управлялся за всех задотолкателей самой крупной и загруженной узловой станции подземки. Но и первенство Бэнкэя на этом поприще не подтверждено полностью.
В аниме мы видим много персонажей, очень похожих на сумоистов. Одного даже впихнули (хоть и с немалым трудом) в японскую версию путешествий Синдбада.
Также явный сумоист присутствует среди главарей разбойничьей шайки, которую одолел Фантом и сделал из неё один из первых полицейских спецотрядов быстрого реагирования. Он пытался заломать даже Фантома (но не вышло). А куриные яйца и кокосовые орехи вообще давил в кулаке играючи.
Вообще, образ сумоиста широко распространён в современной массовой культуре и оказывается среди первых ассоциаций, которые приходят нам на ум при мысли о Японии.
Сумоисты ещё и не на такое горазды. Любой из них без особых усилий может сесть на шпагат — и на продольный, и на поперечный.
Одним из главных покровителей борьбы сумо и всех сумоистов считается Тэнгу. Скажете, что по виду Тэнгу не заметны его способности в этом виде спорта? Однако вид у него, согласитесь, боевой. В прошлом Тэнгу был монахом или даже настоятелем храма, но за свои грехи после смерти переродился и принял вот такой странноватый на вид облик. Однако, приобретя некоторые качества птиц, он стал бойцом, которому весьма трудно противостоять.
Согласно заветам Тэнгу, сумоисты, особенно в период подготовки к поединкам, употербляют в пищу только птицу и дичь — поскольку быки, свиньи, бараны и прочие мясные животные стоят на четырёх ногах, как поверженные сумоисты, а птица — всегда на двух, как победитель.
Жизнь начинающего, а равно состоявшегося сумоиста нелегка. Даже у признанного мастера сумо очень мало времени на отдых, и это время занято в основном посещением онсэнов, массажем и прочими релаксирующими прцедурами.
Раз в год успешно завершившие сезон сумоисты устраивают пир и позволяют себе несколько чарочек сакэ. Как правило, закуску и выпивку ставит успешно окончивший курс обучения сумоист, который теперь может считаться настоящим борцом сумо и в знак признательности угощает своих наставников и однокашников.
Благодарить, признаемся, есть за что. В школах сумо царит редкостная дедовщина, более жёсткая, чем в бенедиктинских монастырях и английских колледжах, и даже более жёсткая, чем в офицерской академии, которую окончил Наполеон Бонапарт, в казарме Иностранного Легиона или в школах морпехов — что американских, что наших. Так что тот, кто выдержит всё это, полюбит окружавших его все эти бесконечные дни людей всем сердцем и душой.
В старину поступление в школу сумо было единственным шансом выбиться в люди для многих мальчиков и девочек из бедных семей, за исключением школ гэй-ся (куда когда-то набирали и мальчиков). Поэтому они очень радовались, отправляясь туда, хотя знали, что больше никогда не увидят папу и маму. Так было ещё в середине прошлого столетия. Но и сейчас выбор стать сумоистом или гэй-ся символизирует для японцев стойкость духа и приверженность традициям предков.
В общем, занимайтесь сумо, и девушки вас полюбят. Или парни (если вы девушка).