Борьба сумо - а что это такое? Об одной из древнейших традиций Японии

Реклама
Грандмастер

Борьба сумо, как и атлетика в античной Элладе, считалась в Японии в не меньшей степени обрядом мистического культа, нежели спортом как способом развития физической силы и демонстрации своих способностей в поединках.

Поэтому в школы сумо и сегодня отбирают учеников по не менее строгим критериям, чем в знаменитые монастыри Шаолиня. Есть даже целое аниме про школу сумо для девочек и трудности поступления в такую школу, а также дальнейшего обучения в ней. Да-да, в Японии сумо обучают и девочек. Глядя на их хрупкие фигурки, трудно представить, что через несколько лет они станут настоящими сумоистками и их трудно будет узнать (если вообще это будет возможно).

Известный нам по телепередаче «Ключи от форта Байяр» Симон — француз — специально ездил в Японию, чтобы выучиться сумо, а затем вернуться во Францию помогать вести телепередачу про форт Байяр, поскольку против японских сумоистов ему крыть оказалось нечем.

Реклама

Не в пример Симону, некий уроженец Гавайских островов (где много этнических японцев, которых на исторической родине даже за своих толком не признают) отправился в Японию, преодолел все трудности обучения, после чего долгие годы боролся на арене за право быть признанным одним из лучших сумоистов Японии.

Арена — это условно, по-настоящему место для проведения поединков называется дохё, а круг, в котором происходит сам поединок — тавара. Изначально просто очерчивали где-нибудь на дворе или на деревенском току круг, подметали, посыпали песком или опилками. Потом стали покрывать тавара глиной и утрамбовывать, а сейчас используют просто ковры, в том числе из самых современных материалов.

Реклама

Часто поединки проводились на храмовом дворе под патронажем настоятеля. Впрочем, все сумоисты считаются почти монахами. Начало традиции положил, по легенде, Мусасибо Бэнкэй, друг Сама-но Куро Ёситсунэ, который мало того что ходил по головам и плечам в переполненном храме — мог своими ручищами заломать кого угодно, давка в сабвэе современного Токио ему была бы нипочём. Он один бы управлялся за всех задотолкателей самой крупной и загруженной узловой станции подземки. Но и первенство Бэнкэя на этом поприще не подтверждено полностью.

В аниме мы видим много персонажей, очень похожих на сумоистов. Одного даже впихнули (хоть и с немалым трудом) в японскую версию путешествий Синдбада.

Реклама

Также явный сумоист присутствует среди главарей разбойничьей шайки, которую одолел Фантом и сделал из неё один из первых полицейских спецотрядов быстрого реагирования. Он пытался заломать даже Фантома (но не вышло). А куриные яйца и кокосовые орехи вообще давил в кулаке играючи.

Вообще, образ сумоиста широко распространён в современной массовой культуре и оказывается среди первых ассоциаций, которые приходят нам на ум при мысли о Японии.

Сумоисты ещё и не на такое горазды. Любой из них без особых усилий может сесть на шпагат — и на продольный, и на поперечный.

Одним из главных покровителей борьбы сумо и всех сумоистов считается Тэнгу. Скажете, что по виду Тэнгу не заметны его способности в этом виде спорта? Однако вид у него, согласитесь, боевой. В прошлом Тэнгу был монахом или даже настоятелем храма, но за свои грехи после смерти переродился и принял вот такой странноватый на вид облик. Однако, приобретя некоторые качества птиц, он стал бойцом, которому весьма трудно противостоять.

Реклама

Согласно заветам Тэнгу, сумоисты, особенно в период подготовки к поединкам, употербляют в пищу только птицу и дичь — поскольку быки, свиньи, бараны и прочие мясные животные стоят на четырёх ногах, как поверженные сумоисты, а птица — всегда на двух, как победитель.

Жизнь начинающего, а равно состоявшегося сумоиста нелегка. Даже у признанного мастера сумо очень мало времени на отдых, и это время занято в основном посещением онсэнов, массажем и прочими релаксирующими прцедурами.

Раз в год успешно завершившие сезон сумоисты устраивают пир и позволяют себе несколько чарочек сакэ. Как правило, закуску и выпивку ставит успешно окончивший курс обучения сумоист, который теперь может считаться настоящим борцом сумо и в знак признательности угощает своих наставников и однокашников.

Реклама

Благодарить, признаемся, есть за что. В школах сумо царит редкостная дедовщина, более жёсткая, чем в бенедиктинских монастырях и английских колледжах, и даже более жёсткая, чем в офицерской академии, которую окончил Наполеон Бонапарт, в казарме Иностранного Легиона или в школах морпехов — что американских, что наших. Так что тот, кто выдержит всё это, полюбит окружавших его все эти бесконечные дни людей всем сердцем и душой.

В старину поступление в школу сумо было единственным шансом выбиться в люди для многих мальчиков и девочек из бедных семей, за исключением школ гэй-ся (куда когда-то набирали и мальчиков). Поэтому они очень радовались, отправляясь туда, хотя знали, что больше никогда не увидят папу и маму. Так было ещё в середине прошлого столетия. Но и сейчас выбор стать сумоистом или гэй-ся символизирует для японцев стойкость духа и приверженность традициям предков.

Реклама

В общем, занимайтесь сумо, и девушки вас полюбят. Или парни (если вы девушка).

Реклама