Вспышки, посланные гелиографом, или, как его иногда называют, сигнальным зеркалом, в безоблачный солнечный день могут быть замечены пилотом самолета на расстоянии до 25 км. В лунные ночи гелиограф может давать отражение даже лунного света.
Гелиограф состоит из двух металлических пластин или створок, скрепленных на шарнире в виде книжки размером 8×5 сантиметров. Поверхность одной из пластин с двух сторон хромирована и отполирована, другой — матовая. В зеркальной пластине точно в центре проделано визирное отверстие диаметром со спичечную головку.
Для подачи сигналов створки следует раскрыть до упора, поднести зеркальную пластину к глазам и поймать в визирное отверстие самолет, которому подается сигнал (рис. а). Затем, для того чтобы «зайчик» достиг цели и на самолете заметили ваш сигнал, необходимо поворачивать гелиограф таким образом, чтобы солнечное пятнышко, прошедшее через визирное отверстие и отраженное от матовой створки на внутреннюю поверхность зеркальной створки в виде светлого кружка, совпало с визирным отверстием (рис. б).
С этого момента, следя за движущейся целью и непрерывно совмещая пятно с отверстием, можно не сомневаться, что ваш сигнал достигнет желаемого объекта. Для удобства зеркало снабжается шнурком, который во время подачи сигналов надевают на шею.
Несмотря на кажущуюся простоту в обращении, гелиограф требует выработки устойчивых практических навыков его использования. Читать инструкцию, когда над головой пролетает вертолет или самолет, поздно. Чтобы понять принцип работы гелиографа, необходимо потренироваться в подаче сигнала, используя для этого близкорасположенный предмет, на котором будет хорошо виден сигнальный «зайчик».
Заблудившись или попав в аварийную ситуацию, подавать световой сигнал гелиографом следует не только на увиденный самолет, но и в сторону любого звука, похожего на гул мотора. Более того, рекомендуется пробегать в дневное время световым «зайчиком» по линии горизонта. Известны примеры, когда летчики поисковых самолетов засекали этот сигнал, посланный наугад, значительно раньше, чем терпящие бедствие были способны услышать или увидеть сам самолет.
В аварийной ситуации гелиограф можно сделать из подручных средств. Для этого нужен любой светоотражающий материал — жесть, стекло, отполированная металлическая пластина
В качестве гелиографа может быть использовано простое двустороннее зеркало. У него посередине надо соскоблить посеребренную поверхность и сделать прозрачное отверстие размером со спичечную головку. Для подачи сигнала бедствия следует держать зеркало примерно в 15 сантиметрах от глаз. Затем, прицелившись и поймав силуэт самолета в это отверстие, начать слегка двигать его, не теряя при этом пойманный в отверстие самолет, до тех пор, пока на обращенной к лицу стороне зеркала не станет видна тень от него со светящимся в центре пятнышком. Продолжая все время целиться через отверстие на самолет, наклоняйте зеркало до тех пор, пока светящееся пятно не переместится к отверстию и не совпадет с ним. Если вы все сделали правильно, пилот ваш сигнал увидит. При необходимости двойное зеркало можно заменить двумя стеклами или прозрачным пластиком с алюминиевой фольгой посередине.
В качестве гелиографа может быть использовано простое одностороннее зеркало. Им, оказывается, также можно подать направленный сигнал бедствия. Для этого надо, прижимая одной рукой зеркало задней стенкой к щеке, повернуть его так, чтобы «солнечный зайчик» был нацелен в сторону самолета. Затем, вытянуть другую руку в сторону появившегося в небе объекта и как бы посадить его на кончик выставленного большого пальца. Вращая зеркало, надо добиться, чтобы отраженный от него блик попал на большой палец.
Остается поворачиваться за самолетом, одновременно удерживая его, как на мушке ружья, большим пальцем, который при этом должен постоянно находиться в луче «солнечного зайчика».