Где и как отмечают «взрывной» праздник?

Реклама
Грандмастер

Ритуалы вызова дождя, молитвы к богам плодородия, дабы те ниспослали на Землю хорошую погоду и благословенную влагу для будущего урожая — у какого же народа нет в арсенале таких традиций и обычаев?

Не потеряли эти действия своего значения и в наши дни, сохранившись в разных культурах и религиях.

Вот и в экзотическом Таиланде, куда съезжаются отдохнуть миллионы туристов, в мае-июне (в 2009 году — с 8 по 10 мая) устраивается ежегодный экзотический «Фестиваль ракет» — праздник, уходящий своими корнями в глубокую древность.

Как рассказывает тайская легенда, когда-то, давным давно, в нескольких провинциях страны долго не было дождя. Целых семь лет стояла страшная засуха, и всё живое изнывало от жары — и растения, и животные, и люди.

Реклама

И тогда собравшиеся на совещание звери решили отправиться на небо, чтобы объявить войну богам. Узнав об этом, божество Прайя Тан испугалось и тут же послало вниз обильные муссонные дожди. Тогда люди решили ежегодно напоминать ему о начале сезона сельскохозяйственных работ, отправляя им в небо гигантские самодельные ракеты. Древняя традиция превратилась в поистине «взрывной» народный праздник, сопровождающийся театрализованными представлениями и буйным пиром «на весь мир».

Фестивали с особым размахом проходят в северо-восточных регионах Таиланда — Чачоенгсао, Исан, Маха Саракхам и других, где наиболее часты засухи. Столицей же фестиваля по праву является маленький городок Ясотхон в провинции Исан (450 км от Бангкока). Тихий населённый пункт на время празднеств перевоплощается в бурлящий туристический центр.

Реклама

Хотя основное предназначение «Фестиваля ракет» состоит в «стимуляции» дождевых облаков и «обеспечении» осадками посевов, для сельских тружеников это ещё и хороший повод «оттянуться» и «выпустить пар» перед началом тяжёлых полевых работ.

А уж повеселиться-то тут, участвуя в красочных парадах, шествиях и больших танцевальных представлениях, можно на славу. Народные гулянья в Ясотхоне длятся три дня и главное в них — массовый запуск ракет в парке городка — Пхайя Тхаен.

Так как этой основной цели предшествует «серьёзная подготовительно-разогревательная» программа, то феерическая атмосфера фестиваля по его окончании получает, наконец-то, достойную разрядку.

Перед этим, в утро первого дня, начинается парадное шествие «ракетных установок», в котором участвуют несколько десятков соревнующихся между собой команд из разных провинций. Установки с ракетами укреплены на медленно движущихся пикапах, красиво разукрашенных цветами, увешанных коврами, бумажными колокольчиками, бахромой и статуэтками драконов.

Реклама

Каждая команда, шествуя возле своей установки, старается привлечь внимание зрителей песнями и плясками. Всё это очень напоминает бразильский карнавал: участники так же щедро разрисовывают свои тела и лица красками, выряжаются в гротескные костюмы… Множество красивых девушек, сказочных героев, вооруженных топорами и мечами, участвуют в параде. Даже трансвеститы в перьях и гирляндах устраивают здесь свои «показательные выступления».

Буддийские монахи сопровождают праздник ритуалами. В программу фестиваля входят также конкурс красоты и ярмарка с разнообразными угощениями, лакомствами и сувенирами. Рисовая водка льётся рекой, зажигательные стихийные танцы, песни и отчаянный флирт возникают даже в самых отдалённых уголках местечка. А когда к вечеру парад подходит к концу, ему на смену приходит дискотека.

Реклама

Но и тут действие не пускается на самотёк. Дискотека дискотекой, а попутно идут ещё и конкурсы танцевальных коллективов — «Черлидерс Контест». И хотя название у конкурса — английское, танцевальные движения, музыка и наряды отражают национальный колорит.

Каждая из присутствующих танцевальных групп сооружает свою собственную сцену, где размещает аппаратуру и разворачивает выступление. Возле чьей сцены соберётся больше зрителей, тот коллектив и победил.

После бурных возлияний и пиршеств, ночных плясок и танцев на дискотеках, утром следующего дня участники и зрители фестиваля перемещаются в городской парк, где наконец-то, переходят к самому главному — долгожданному запуску ракет.

Реклама

И тут уже фестиваль превращается в спортивное состязание. Богато украшенные «ракетные установки» должны теперь продемонстрировать не только свою внешнюю красоту, но и техническое совершенство.

Начало важного ритуального действа сопровождается тостом и «поднятием бокалов» за успех предприятия. Тяжёлые, весом до ста и более килограммов ракеты, изготовленные местными умельцами из пороха и бамбука, осторожно, с молитвами водружаются на специальные сооружения-распорки, откуда они потом и стартуют по очереди.

Оглашая окрестности оглушительным ревом и оставляя за собой шлейфы гари и дыма, взлетают одна за другой в небо «посылки» богам. Чем более «дальнобойна» установка, чем более эффектным был полёт очередного «взрывного детища», тем больше преимуществ у его команды. Чья ракета взлетела выше всех, та команда и выиграет.

Реклама

А неудачников, чья пиротехника оказалась не на высоте или вообще не сработала, местные жители с удовольствием и восторгом забросают грязью. Такова традиция, и вот тут-то как раз можно в полной мере оценить смысл выражения «не ударить в грязь лицом».

Когда все соревнования и шумная церемония вызова дождя заканчиваются, участники и гости фестиваля вновь возвращаются к танцам, песням и другим бесшабашным увеселениям. До глубокой ночи продолжается фестиваль, а наутро награждают победителей.

Эти три дня оглушительного пира и представлений, разудалого «отрыва» дают тайцам заряд бодрости и энергии на весь предстоящий трудовой сезон, ведь они знают — вслед за нелёгкими буднями обязательно последует очередной развеселый праздник. Эх, ну как тут не позавидуешь — вот бы и нам такой фестиваль!

Фотографии: www.farang.ru/article10.html

Реклама