Как силач XIX века Евгений Сандов стал «отцом» культуризма и бодибилдинга?

Реклама
Грандмастер

2 апреля 1867 года родился человек, которому было суждено превратить демонстрацию физической силы в искусство и стать родоначальником атлетизма, за несколько лет «завоевавшего» весь мир. Звали его Фридрих Вильгельм Мюллер, но широкую известность он получил под псевдонимом Евгений Сандов (Юджин Сандоу).

Русифицированный псевдоним для цирковых выступлений он выбрал не случайно: по матери он был наполовину русским. Иногда в публикациях его называют российским подданным — это ошибка.

С детства Фридрих рос болезненным и хилым. Но если другие мечтают о физической силе лежа на мягком диване, то он стремился к ней путем изнуряющих физических тренировок и сложных гимнастических упражнений, попутно изучая анатомическое строение человеческого тела и функционирование мышечной системы. Такой подход помог ему создать систему физических упражнений, позволявших не только развить силу, но и «построить» свое тело, сделав мышцы рельефными и красивыми.

Физическая сила всегда вызывала у людей неподдельный интерес, выступления силачей традиционно собирали массы зрителей. Но до Сандова у европейских атлетов сила и красота тела не находились в гармонии. Громадные и тучные силачи, удивлявшие зрителей различными силовыми номерами, всегда выступали в специальных одеждах или в трико, закрывавших значительную часть тела. Это и понятно: их заплывшие жиром мышцы и пивные животы вряд ли бы вызвали восторг прекрасной половины человечества.

Реклама

Когда на аренах стал появляться юный мускулистый красавец Сандов, выступавший с силовыми упражнениями в набедренной повязке или штанах-лосинах, это первоначально вызывало практически шок. Но он не только демонстрировал идеальное по пропорциям тело, которое сам «построил», но и выполнял трюки, бывшие не по силам его оппонентам в

Реклама
цирке. Кроме феноменальной силы, он демонстрировал удивительную гибкость, точность и координацию движений. Одним из его коронных трюков было сальто назад, выполненное с расстеленного на полу носового платка с двадцатипятикилограммовыми гирями в каждой руке. Причем приземлялся он точно на платок. Это упражнение мог выполнять несколько раз подряд.

Сандова даже называли эксгибиционистом, получавшим удовольствие от того, что люди рассматривают его тело. Возможно, в этом есть доля правды. Иногда он позировал перед зрителями, прикрывшись только «фиговым листом», позволяя дамам сравнивать себя с греческими и римскими скульптурами. Сохранилась масса подобных фотографий. И ведь на самом деле был чертовски красив. Представляю, как ахали дамы, рассматривая его великолепную мускулатуру. И это в те времена, когда даже на пляже мужчины появлялись, в лучшем случае, в трико до колен, а дамы в специальных (купальных) укороченных платьях.

Реклама

Юный атлет не только демонстрировал силу и красоту мышц, он боролся с лучшими цирковыми борцами, вскоре завоевав славу непобедимого. Иногда противники превосходили Сандова в весе в два раза (весил он всего около 90 кг при росте 170 см), но все равно оказывались на лопатках. Он смело вызывал на поединки любых борцов, заранее будучи уверен в своей победе. Прекрасное знание анатомии позволяло ему использовать силу и вес соперников против них же самих.

Реклама

Постепенно Сандов отошел от борьбы, она ему стала просто неинтересной. Атлет сосредоточился на силовых выступлениях и пропаганде своей системы физических упражнений. Начались его турне по странам мира.

«Покорив» Европу, Евгений в 1894 году отправляется в Америку, где проведет 4 насыщенных выступлениями года. В Америке его рекламируют как сильнейшего человека в мире, на его выступлениях всегда много народа. Здесь он начал демонстрировать новые удивительные трюки, в том числе борьбу со львом. На зверя надевали намордник и специальные кожаные «рукавицы» на лапы, что делало его менее опасным, но не умаляло его силу. Разъяренный лев бросался на Сандова, который его перебрасывал через себя, отбрасывал в сторону или прижимал к арене.

Реклама

В Америке Сандов придумал новый оригинальный силовой трюк — он выжимал правой рукой 115-килограммовую штангу, перехватывал её левой рукой, затем, продолжая держать штангу в вытянутой руке, садился на пол, ложился на спину и снова вставал, а только затем опускал снаряд на арену. Для этого упражнения требовалась не только колоссальная сила, но и выверенная координация движений.

Реклама

Был и еще один оригинальный трюк, всегда вызывавший восторг зрителей: Евгений ставил мужчину среднего веса себе на ладонь и поднимал его на вытянутой руке. Демонстрируя, что все трюки «без обмана», он активно привлекал в качестве ассистентов зрителей. Так, атлет ложился между двух стульев, опираясь на сиденье одного затылком, а на другое пятками, после чего ему на грудь становились от трех до пяти человек.

В Америке он продемонстрировал, что является не только прекрасным атлетом, но и умелым бизнесменом. Он рекламировал свою методику развития силы и необходимые для этого спортивные снаряды, здоровый образ жизни и рациональное питание. Благодаря ему продажа книг соответствующей тематики, гирь, гантелей и штанг возросла в десятки раз. Сандов стал кумиром американцев, ратовавших за

Реклама
здоровый образ жизни и развитие физической культуры.

Вернувшись в 1897 году в Европу, Евгений поселился в Англии, где продолжил публичные выступления и активно занялся пропагандой своих систем развития силы и «строительства» тела, причем разработал специальные методики для детей различных возрастов и женщин, делая акцент на общем укреплении здоровья.

Активизировал и коммерческую деятельность. Написанные им книги пользовались большим спросом, а продаваемые под его маркой спортивные снаряды не залеживались на прилавках. Особой популярностью пользовались создаваемые им институты физической культуры Сандова, а также салоны и студии физической культуры, чем-то напоминающие современные тренажерные залы. Они были для различных слоев общества — от скромных салонов для рабочих, до богато оформленных студий для аристократов, в которых даже были воспроизведены отдельные элементы обустройства, характерные для английских клубов.

Реклама

У Сандова оказалось много последователей и в России, где его книги и статьи оперативно переводили и издавали солидными тиражами. Его методики занятий физкультурой использовал Георгий Рибопьер, возглавлявший в Санкт-Петербурге атлетическое общество, подготовившее немало прекрасных борцов, включая Ивана Поддубного.

Эпохальным для последующего развития атлетики и рождения

Реклама
культуризма стал 1901 год, когда Сандов, заручившись поддержкой королевской семьи, провел в Англии первый в мире конкурс красоты атлетического сложения. Любопытно, что в жюри конкурса входили писатель Артур Конан-Дойль и известный скульптор Чарльз Лоуз.

Конкурс при громадном стечении зрителей проходил в лондонском театре «Королевский Альберт Холл», куда пригласили 56 британских атлетов. Для конкурсантов Сандов придумал оригинальную форму: черное трико и леопардовая шкура через плечо. Победителем первого конкурса бодибилдинга стал Вильям Мюррей, которому торжественно вручили золотую статуэтку, изображавшую Евгения Сандова с шаровой штангой.

К этому времени Сандов окончательно перестал выступать в борцовских поединках, но продолжил демонстрировать силовые номера и пропагандировать свои методики физического совершенствования. Он совершил несколько продолжительных вояжей по миру, добравшись даже до

Реклама
Японии, Новой Зеландии и Австралии.

В 1911 году английский король Георг V присвоил Евгению Сандову звание профессора физического развития, признав тем не только его выдающиеся спортивные достижения, но и существенный вклад в науку.

В 1925 году атлет скончался от кровоизлияния в мозг, когда по просьбе друзей вытащил одной рукой из кювета автомобиль. Видимо, физически он уже не был готов к таким экстремальным нагрузкам, и сосуды головного мозга не выдержали.

В истории спорта Евгений Сандов остался и как выдающийся атлет, и как ученый, разработавший методики физического совершенствования человека и даже лечения болезней при помощи специальных физических упражнений, которые используются и в наши дни.

Что еще почитать по теме?

Какой борец за 50 лет выступлений ни разу не побывал на лопатках? Часть 1
Какова история греко-римской борьбы?
Почему у нас не любят бодибилдинг?

Реклама